СОВЕРШЕННО
НЕСЕКРЕТНО

САЙТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРИБАЛТИКЕ
Союз писателей России – Эстонское отделение
Объединение русских литераторов Эстонии
Международная литературная премия им. Ф.М. Достоевского
Премия имени Игоря Северянина
Русская община Эстонии
СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНО
На главную страницу



Конференция православных парламентариев в Риге

12-13 февраля в столице Латвии состоялась очередная конференция Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия (ЕМАП), объединяющей православных парламентариев более, чем 20 стран Европы. На этот раз представители главных законодательных органов из 16 государств собрались в здании латвийского сейма на этом солидном международном форуме, посвященном теме "Человек в христианской цивилизации: потенциал развития". Государственное собрание Эстонии (Рийгикогу) представлял председатель фракции ОНПЭ Виктор Андреев. От православной общественности республики был приглашен редактор газеты "Мир Православия" и председатель Эстонского отделения Союза писателей России Владимир Илляшевич.

Свои приветствия форуму православных парламентариев Европы прислали президент Латвийской Республики В.Вике-Фрейберга, руководители Сейма страны, Патриарх Московский и всея Руси Алексий, председатель Государственной Думы Федерльного Собрания Росийской Федерации Г.Н.Селезнев, руководители других стран-участниц и международных организаций, а также главы ряда Поместных Православных Церквей, в том числе предстоятель Латвийской Православной Церкви архиепископ Рижский и всея Латвии Александр и предстоятель Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. В своем послании владыка Корнилий поблагодарил ЕМАП за внимание к проблемам нашей Церкви и обратился с просьбой не исключать из круга своих интересов проблематику, связанную с упорным отказом властей Эстонии от законной регистрации Эстонской Православной Церкви, что длится уже девять лет.

Вызовы глобализма

Большинство выступивших парламентариев и представителей православной общественности стран-участниц говорили о негативных последствиях процесса глобализации в мире. Это явление во многом можно характеризовать на проявление усиливающегося диктата международного финансового капитала. Православные деятели далеко не разделяют взгляды сторонников глобализации на роль человека в современном мире, особенно в проблематике переоценки роли лидерства в системе международных отношений, в теме борьбы с бедностью, при анализе значения национальных интересов государств, отметил в своем докладе президент Международного фонда единства православных народов доктор философских наук В.А.Алексеев. Провал идеологии "нового мирового порядка" являет собой кризис глобализации, предтечу других, альтернативных духовных моделей. Ведь, в конечном итоге, отказ от национальной независимости и есть один из главных итогов глобализации.

Система гражданского общества не возможна вне христианской цивилизационной модели, отметил президент ЕМАП, председатель Комитета Госдумы России В.И.Зоркальцев. Специфика воздействия христианства состоит в подавлении агрессии и эгоизма. Оно сдерживает негативные последствия научно-технической революции, социальной и межэтнической напряженности. Основу общечеловеческой нравственности в христианстве составляет прежде всего свободный выбор человека и уважение этой свободы.

Во многих европейских странах, стремящихся в Евросоюз, ощущается большая обеспокоенность по поводу нарастающего конфликта между традиционными христианскими ценностями с рядом сомнительных политических новшеств, например, с такими, как легализация абортов для несовершеннолетних, эвтаназии (добровольный уход из жизни), слабых наркотиков, однополых браков между гомосексуалистами, опытов по клонированию человека, подчеркнул заместитель председателя парламента Словакии М.Андела. Опасно, что эти "новшества" пытаются распространить на международный уровень. Как воспринимать их кандидатам в Евросоюз, если эта международная организация примет такой опыт в качестве нормы? А Евросоюз склоняется к подобному одобрению, несовместимому с традиционными христианскими ценностями.

Особое значение в современном мире приобретает система взаимоотношений государства и Церкви после периода долгого противостояния этих двух мощных институтов. Идет поиск новых форм этих отношений, сказал депутат Сейма Польши Е.Чиквин. Речь идет о религиозном фундаментализме, оказывающем влияние на государственное управление и оправление власти. В Польше были такие случаи, когда претендент на пост начальника местного управления полиции во имя благополучного назначения отчитывался перед общественностью и своими будущими руководителями сколько раз он посетил службу в католическом храме. Конечно, права человека - высшая норма, но она перестает быть таковой, если подчиняется лишь определенной идеологии и тотально навязывается всем. Церковь не должна быть политическим инструментом, будучи прежде всего системой нравственных императивов. Православие в этом смысле служит добрым примером.

В унисон большинству докладов прозвучало выступление депутата парламента Эстонии В.А.Андреева, посвященное проблематике отчуждения государства от общества, от народа. Неотъемлемой частью общества является Церковь. Поэтому одним из признаков такого отчуждения можно считать агрессивное, нелояльное отношение государственных структур к Церкви, что проявляется на протяжении вот уже девяти лет в позиции эстонских властей к Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. "Миропорядок следует переустроить на началах многополярности и многоукладности, позволяя каждому народу развиваться свободно, в соответствии со своими традициями, своим мировоззрением, своей верой, своими исконными моделями политического и экономического обустройства. Никому не следует навязывать чуждых ценностей, информационного и культурного единообразия… Каждой нации нужно обеспечить соразмерное участие в механизмах управления и принятия решений на международном уровне", процитировал В.А.Андреев из Соборного слова 6-го Всемирного русского народного собора (декабрь 2001). Применяя эту мысль к современному состоянию дел, видимо, необходимо иметь ввиду главенство идеи взаимообусловленного существования Церкви, наций и государств. Модель "плавильного котла", к котором мы все должны раствориться, какими бы благородными словесами этот замысел не был бы обставлен, не приемлем. Разделение государства и Церкви вполне акцептируемая норма, но это не означает отчуждения государства от Церкви, как института, наиболее полно и последовательно отстаивающей нравственную ипостась общества и человеческого бытия. В Эстонии к Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата принадлежит более 200 тысяч жителей страны, то есть каждый шестой представитель населения. Тем не менее, вот уже более 9 лет эстонские власти отказывают Ей в регистрации на правах правопреемственности. Это означает, что Церковь в Эстонии пытаются заставить отказаться от своего многовекового духовного наследия, от всего, что создано столетиями руками православных Эстонии, в первую очередь от храмов. Требование к Церкви зарегистрироваться в качестве новообразованной церковной структуры имеет цель фактической скрытой национализации церковного имущества. Может ли Церковь, церковный народ, как часть Тела Христова, согласиться с тем, чтобы арендовать у государства собственные же храмы? Это было бы совершенно не справедливо. Однако же имущество - не самоцель. Идеологи такой модели взаимоотношений эстонского государства и Эстонской Православной Церкви, в конечном итоге, преследуют далекую цель - обретение инструмента влияния на Церковь. Более того, обретение механизма давления и управления Ею со стороны власти предержащих. Власть хотела бы подспудно влиять даже на избрание главы Церкви, когда отрицает Ее право на собственное внутреннее устройство, на независимое избрание духовного центра по собственному усмотрению. А ведь именно это право стало главным побудительным мотивом притеснений автономной Эстонской Православной Церкви во главе с Ее предстоятелем митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием, оставшейся верной Матери-Церкви - Русской Православной Церкви. Ведь не случайно же представители власти, от которой зависит регистрация Церкви, говорят о желательности для них статуса сугубой "национальной Церкви в Эстонии", хотя нет нужды объяснять, что православие - не национальная конфессия. Не имеет смысла тратить время на доказательство необходимости учета национальной особенности того или иного народа, но христианство, православие всемирно в своей братской сути, в служении идеалам христианской добродетели. Христос не имеет национальности и Православная Церковь - Тело Христово. Именно это Тело и пытаются расчленить те некоторые политические силы, которые участвуют в оправлении власти эстонского государства на сегодняшний день. В этом аспекте - они являют собой отчуждение власти от церковного народа, от Церкви, что само по себе прямо сказывается на стабильности в обществе. Отпадение власти от христианского миропонимания - отчетливо ощущаемый признак кризиса общества. Возвращение к взаимодействию, взаимообусловленности власти и Церкви может послужить путем к преодолению отчужденности власти и народа, власти и человека, сказал В.А.Андреев.

Церковь в Латвии - добрый пример

Отношение к православию и к Церкви в Латвии разительно отличается от ситуации в Эстонии. Автономная Латвийская Православная Церковь в омофоре Московского Патриархата полностью признана властями. Ей возвращено все имущество. Внимание президента Латвии и руководства Сейма - убедительный тому пример. Приглашение главы Церкви архиепископа Рижского и всея Латвии Александра посетить два монастыря, действующие храмы, поучаствовать в освящении колоколов храма в Елгаве было с благодарностью принято православными парламентариями.

Можно задаться резонным вопросом: почему же власти в Латвии не испытывают страхов перед православием, не видят в тамошней Церкви "руки Кремля", как это пытаются внушить общественному мнению в Эстонии? Потому, что нет оснований для таких страхов. Конечно, нет причин для боязни и в Эстонии. Разговоры о "руке Кремля" всего лишь прикрытие для несведущей публики и преследуют совсем другие цели, о которых говорил в своем докладе Виктор Андреев. Надуманность подобных "аргументов" и непорядочность их авторов очевидны.

В коммюнике - о Церкви в Эстонии

В заключительном коммюнике рижской конференции ЕМАП участники выразили обеспокоенность нарастающими темпами духовного кризиса в обществе и нагнетанием в СМИ и массовом сознании религиозной и национальной нетерпимости, культивированием жестокости и насилия.

Сказано в этом документе и об обеспокоенности православных парламентариев Европы по поводу продолжающегося на протяжении девяти лет отказа властей Эстонии зарегистрировать Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата. Ведь не смотря на многообещающие заявления влиятельных эстонских политиков после смены президента и правительства дело так до сих пор не сдвинулось с мертвой точки. Быть может, на предстоящей летней конференции ЕМАП в Александрии парламентарии Эстонии будут иметь повод сообщить своим коллегам и международной общественности более утешительные известия?

Вл.Илляшевич,
обозреватель

> В начало страницы <