"БАЛТИКА"

МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ РУССКИХ
ЛИТЕРАТОРОВ

№8 (1/2007)

НАШЕ НАСЛЕДИЕ

 

САЙТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРИБАЛТИКЕ
Союз писателей России – Эстонское отделение
Объединение русских литераторов Эстонии
Международная литературная премия им. Ф.М. Достоевского
Премия имени Игоря Северянина
Русская община Эстонии
СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНО
На главную страницу


SpyLOG

ВОКРУГ БРОНЗОВОГО СОЛДАТА

ДО ПЕРЕНОСА ПАМЯТНИКА ВОИНУ-
ОСВОБОДИТЕЛЮ В ТАЛЛИНЕ

“The New York Times” (США).25 января 2007 г.
ОСВОБОЖДЕНИЕ ИЛИ ОККУПАЦИЯ?
Стивен Ли Майерс (Steven Lee Myers)

Таллин, Эстония. - Бронзовый Солдат с шлемом в руках стоит в небольшом парке недалеко от очаровательного Старого Города Таллина, скорбно взирая на покрытую снегом землю. Простая надпись на русском и эстонском языках гласит: «Павшим во второй мировой войне». Как бывает с военными мемориалами, он гораздо менее заметен, чем споры вокруг его дальнейшей судьбы.

В январе этого года парламент Эстонии по инициативе премьер-министра Андруса Ансипа (Andrus Ansip) заложил правовые основания для разборки монумента и его переноса в мемориальный парк на побережье Финского залива. Сторонники этой меры утверждают, что памятник стал символом противоречий, а не памяти о погибших, и это действительно так.

Инициатива эстонских властей, хотя она еще не доведена до конца, вызвала возмущение России и угрозы санкций с ее стороны. Грозный сосед Эстонии заявляет о своем историческом праве решать судьбу Бронзового Солдата.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров осудил решение Эстонии, назвав его кощунством в отношении солдат, разгромивших нацистскую Германию. Нижняя палата российского парламента пошла еще дальше, обвинив эстонское правительство в том, что оно «представляет нацизм в героическом свете», а председатель верхней палаты заявил во вторник, что Эстония сделала «первый шаг к легализации фашизма и неонацизма в XXI веке».

Эстонцы воспринимают реакцию России как прославление другого тоталитарного государства - Советского Союза, который оккупировал независимую Эстонию (так же, как Литву и Латвию) накануне второй мировой войны и в 1944 г. после изгнания оттуда нацистских армий.

«Пропаганда, используемая официальными российскими СМИ, напоминает мне Германию 1930-х годов», - говорит министр юстиции Рейн Ланг, член Партии реформ, продвигавшей идею о переносе памятника. Его кабинет находится недалеко от монумента.

Официальным мотивом переноса памятника является желание сохранить в неприкосновенности Бронзового Солдата и останки 13 солдат, похороненных под ним. Но даже те, кто выступает за перенос, признают, что этот вопрос оказался частью непрекращающихся усилий Эстонии по отсечению советского прошлого и освобождения от влияния России сегодня.

Ланг говорит, что памятник был воздвигнут в 1947 г. и был призван символизировать «превосходство России и российского правления», поэтому ему нет места в независимой Эстонии, являющейся сегодня преданным членом Европейского Союза и НАТО.

Но Эстония остается расколотой страной, несмотря на то, что ее экономика свободна и процветает. Четвертую часть ее населения в 1,4 миллиона человек составляют этнические русские, которые, по словам председателя Конституционной партии Андрея Заренкова, выполняют в политической кастовой системе роль «неприкасаемых».

Он утверждает, что правительство Эстонии борется за перенос памятника потому, что «у Эстонии никогда не было своих героев».

Всего за несколько недель до выборов, назначенных на 4 марта, парламент принял законопроект, приводящий эстонское законодательство в соответствие с Женевскими конвенциями. Закон, подписанный президентом Тоомасом Хендриком Ильвесом, требует оказания почестей погибшим в войнах. Обе стороны конфликта считают закон необходимым первым шагом к переносу памятника, и он стал центральным вопросом всей кампании.

К интервью, данном в кабинете, являющемся частью дворцового комплекса, построенного для другого завоевателя Эстонии - Петра Великого - Ильвес особо подчеркнул, что окончательное решение относительно монумента не принято (в среду парламент отложил дебаты по вопросу законопроекта, запрещающего памятники оккупационным силам, в том числе, нацистским и советским).

Но, по мнению президента, идея переноса вдохновила акцию протеста этнических русских, стремящихся подорвать политический курс страны - при «значительной поддержке, помощи и поощрении» со стороны российского посольства в Таллине.

Протесты достигли высшей точки 9 мая прошлого года - в этот день в России (как ранее в Советском Союзе) празднуется годовщина победы над нацистской Германией, - когда русские, размахивавшие советскими флагами, вступили в столкновение с эстонскими националистами.

До недавних пор Бронзовый Солдат не был объектом какого-либо противостояния и не разделил участь других советских памятников, разобранных в 1991 г. Главный памятник Ленину был снесен через четыре дня после начала неудачного переворота против Михаила Горбачева, последнего советского лидера.

Противостояние придало уверенности тем, кто считает Бронзового Солдата не военным мемориалом, а символом советской оккупации. «Мы не хотим сгибаться под грузом прошлого, - заявил Ильвес. - Мы хотим думать о том, куда мы идем, что мы делаем, но все это возвращается, когда происходит, по сути, провокационная акция прославления Советского Союза и советской власти». «Людей тревожит вид красных флагов с серпами и молотами», - добавляет он.

Россия заявляет, что перезахоронение останков солдат, которые, как считается, покоятся у основания монумента, будет нарушением Женевской конвенции об обращении с останками жертв войны. По мнению Ланга, такая аргументация неубедительна. Похороненные здесь, говорит он, могли погибнуть в другом месте, и их останки могут быть в законном порядке перезахоронены. Он добавляет, что троллейбусная остановка делает это место неподобающим для такого захоронения. Однако, никто не говорит о сносе памятника.

Кадри Лийк (Kadri Liik), директор Международного центра оборонных исследований в Таллинне, говорит, что реакция России вписывается в ставшую привычной схему исторических споров с соседями, которые важны лично для президента Владимира Путина, стремящегося восстановить национальную идентичность на советских основаниях, которые, по крайней мере, в случае Второй мировой войны, должны быть нерушимы.

«Они очень обижаются, когда кто-то оспаривает их видение истории, - говорит она об отказе русских признавать советское правление в Эстонии оккупацией. - Они должны принимать во внимание существование и другой стороны медали».

Однако есть люди, воспринимающие Бронзового Солдата вне политики.

На днях Елена Борисова пришла к монументу с гвоздиками. Возложив цветы, она поставила свечку в снег у основания памятника и зажгла ее, по-православному перекрестившись. Она сказала, что война отняла у нее отца и двух братьев.

«Шестьдесят лет прошло, - вздыхает она. - Почему им нужно что-то менять? - Она указывает на деревья в парке и добавляет: - Нельзя с этими солдатами воевать. Их уже нет в живых».

“The Economist”
(Великобритания, только в интернет-версии). 18 января 2007 г.
Непредсказуемое прошлое

В зависимости от вашего образовательного уровня, от политических пристрастий, а также от того, кто учил вас истории, гигантский Бронзовый Солдат, установленный в Таллине еще в советскую эпоху, может символизировать две совершенно разные вещи: либо освобождение эстонской столицы от фашизма, либо образ «неизвестного насильника» в советской форме, приход которого стал для Эстонии окончанием одной оккупации и началом другой.

В столице Украины Киеве (даже название города можно писать двумя способами: Kiev или Kyiv) стоит церковь святого Кирилла. Для одних это глубоко чтимый символ прославленной Киевской Руси средневекового княжества, от которого, как считается, происходят как Россия, так и Украина; для других - это лишь один из малоизвестных музеев, которому если что-то и нужно, так это новая краска и приличное управление.

Причем все это - не просто академические споры в исторических кругах. Эстонский парламент привел Россию в бешенство своим новым законом о могилах военных лет, в соответствии с которым таллинского Бронзового Солдата могут перенести на окраину города.

Подобный шаг, по словам кремлевского «политхудожника» Вячеслава Никонова, правнука Вячеслава Молотова, который при Сталине был министром иностранных дел и в 1939 году договаривался с нацистами о разделе Европы, «был бы сродни разрушению классических античных текстов и памятников [испанской] инквизицией». Другой тяжеловес российской внешней политики Михаил Маргелов из верхней палаты российского парламента даже призвал приостановить с Эстонией дипломатические отношения.

Вокруг церкви святого Кирилла разворачиваются несколько менее громкие скандалы, поскольку здесь велик вес Украинской Православной Церкви, духовно связанной с Московским Патриархатом. Рассматривается возможность реставрации внутреннего убранства церкви, в том числе уникальных фресок со сценами из жизни святого Кирилла. Однако именно это и вызывает раздражение украинцев, считающих, что соседи с севера таким образом покупают, отбирают или оскверняют религиозное и культурное наследие их страны. Они подозревают, что российские религиозные консерваторы задумали таким способом обойти Украину в споре за духовное и историческое наследие Киевской Руси.

Как бы там ни было, обе стороны могли бы прийти хотя бы к одному общему мнению: лучше всего, если уж вы имеете дело с чем-либо редким и хрупким - сначала его хорошенько изучить. Невероятно - тем более невероятно для страны, где и без того осталось очень мало средневековых памятников, а иконописи византийского периода не сохранилось практически вовсе, - но интерьеры церкви до сих пор не полностью сфотографированы и не внесены в каталоги.

Спор вокруг Бронзового Солдата в Эстонии гораздо банальнее и не имеет такого исторического значения. Он поднят в немалой степени силами входящей в правящую коалицию Партии реформ, которой перед мартовскими парламентскими выборами срочно понадобилось набрать очков на патриотическом фронте.

В каком-то узком смысле ей это удалось. Она столкнула лбами эстонцев, отрицающих все, что связано с советской эпохой, против тех эстонцев, которые еще уважают Красную Армию за храбрость. Однако говорить, что этот спор нужен Эстонии прямо сейчас, неумно - и еще глупее утверждать, что Эстонии стоит тратить свой и так до безобразия скудный дипломатический капитал на оправдание своего поведения за рубежом. В большинстве западных стран считается, что могилы военных лет, где это возможно, должны быть свободны от политики (хотя, надо сказать, и здесь остается место для спора: Эстония говорит, что под памятником праха погибших нет, Россия - что есть). А чтобы мало уж точно никому не показалось, эстонский парламент собирается назвать 22 сентября, когда в страну вошли советские войска, «днем памяти сопротивления» и ввести уголовные наказания за публичную демонстрацию как нацистских, так и советских символов.

Казалось бы - ну и что тут такого, все по справедливости. Но ведь в стране масса вопросов, в гораздо большей степени требующих безотлагательного внимания со стороны политиков: например, подозрительная ренационализация эстонских железных дорог, буйно разросшаяся в некоторых властных органах коррупция, ксенофобское миграционное законодательство и засилье временщиков в партийной политике. Может быть, патриотизм, вопреки известному высказыванию доктора Джонсона, и не всегда становится последним прибежищем негодяев - но удобная маскировка им в любом случае обеспечена.

“Turun Sanomat” (Финляндия). 31 января 2007 г.
Ни чести, ни уважения.
Пиркка Кивенхеймо

В самом сердце Берлина, в Тиргартене, всего в двухстах метрах от самого главного национального символа Германии - Бранденбургских ворот, находится памятник советским воинам и кладбище. Возможность их переноса в Германии не обсуждают, как не обсуждают и возможность переноса находящихся также в Берлине - в Трептов-парке и в Панкове - памятников советским солдатам и их захоронений.

Что принесла история в столицу, то и будет там, а на основе ответного договора русские ухаживают за многочисленными захоронениями немецких военнослужащих на территории России.

По-другому обстоят дела в Эстонии и в Таллине, где, подогревая национальные чувства русских, планируют перенос памятника советскому солдату из центра столицы. Споры вокруг монумента - новый пример того, что - в отличие от отношений между Россией и Германией или Финляндией и Россией - призраки Второй мировой войны отягощают жизнь соседей - Эстонии и России - в 21 веке.

«Turun Sanomat» входит в тройку крупнейших газет Финляндии, в основном распро-страняется на Юго-западе Финляндии. Выходит ежедневно, тираж 280 000 экземпляров. В году 2005 газета отпраздновала 100-летний юбилей. Благодаря столь долгой истории, это одна из самых известных и уважаемых газет Финляндии.

Церковные деятели говорят

Надругательством над историей считают в Союзе православных граждан Украины (СПГУ) принятие эстонским парламентом закона “Об охране воинских захоронений”, позволяющего сносить монументы советским воинам и переносить их могилы

“Начиная с 1991 г. бывшие эсэсовцы Эстонии открыто проводят ежегодные слеты и шествия ветеранов СС, многие из которых награждены гитлеровскими железными крестами, - отметил председатель СПГУ Валерий Кауров. - Но в годы Великой Отечественной войны именно эстонские фашисты после прихода германских нацистов осуществляли еврейские погромы и массовые убийства русских. Недопустимо признавать гитлеровцев борцами за свободу, недопустимо ставить памятники эсэсовцам и сносить памятники воинам, освободившим народы Европы от фашизма, как это делается в Эстонии. СПГУ призывает весь мир предотвратить легализацию фашизма”. Депутат Верховного совета Крыма, лидер крымской организации Народный рух Украины Леонид Пилунский по поводу решения эстонского парламента заявил следующее: “Разрушать памятники, касающиеся Второй мировой войны, нельзя. Люди гибли за будущее в той армии или другой. Можно пересматривать историю, можно восстанавливать справедливость, но трогать памятники категорически нельзя”. /ИА “REGNUM”, 12.01.2007/

Представители Русской православной церкви, общественности, законодательной и исполнительной властей Петербурга обсудили перспективы переноса в этот город воинских захоронений из Эстонии

Cвященнослужитель одной из церквей города Вячеслав Харинов высказал мнение, что по поводу принятого в Эстонии закона должна высказаться Германия. “Перенос могилы - это гробокопательство, а перенос памятника - осквернение памяти солдат. Если Германия скажет свое слово в отношении этого закона, то есть хорошие шансы вывести вопрос на новый уровень”, - сказал он. /ИА “Интерфакс”, 16.01.2007/

Настоятель псковского храма Василия Великого Андрей Большанин считает, что “закон о воинских захоронениях советских солдат, погибших на территории Эстонии в годы Великой Отечественной войны - это просто грязная политика”

“Эстонцы имеют полное право не любить Россию, и вольны делать с могилами советских воинов, что хотят, - пояснил Андрей Большанин, - но если они считают себя людьми, они не должны этого делать. Я не знаю подобных законодательных актов, принятых в европейских парламентах”. По его словам, этот закон направлен против захоронений “простых солдат, простых людей, которые сотнями тысяч гибли, выполняя свой воинский и человеческий долг. “Они не политики, не руководили СССР в эти годы, они воевали против гитлеровцев и сложили свои головы, отдали свою жизнь за будущее без фашизма. Советские солдаты, среди которых были не только русские, но и люди других национальностей, в том числе и эстонцы, которые сражались против фашистской армии на территории нашей области, в районе Великих Лук, не ставили своей целью захватить Эстонию, они спасали свою родину от полного уничтожения”, - подчеркнул псковский священнослужитель. /ИА “REGNUM”, 22.01.2007/.

- Церковь решительно осуждает планы ликвидации памятников советским воинам-освободителям, - заявил ИТАР-ТАСС предстоятель Православной церкви чешских земель и Словакии

Церковь осуждает планы эстонских властей по ликвидации памятника советским воинам-освободителям в столице этой страны. “Верующие всех конфессий молятся и будут до окончания веков молиться за души советских солдат-героев Второй мировой войны, избавивших человечество от фашистской чумы”, - заявил сегодня в эксклюзивном интервью корр. ИТАР-ТАСС предстоятель Православной церкви чешских земель и Словакии митрополит Христофор. “Героизм советских воинов-освободителей является для цивилизации подвигом добродетели и служению Богу, отвергающего любые проявления зла, - отметил он. - Нельзя допустить чтобы памятники, ставшие достоянием истории, сносились и предавались забвению под влиянием негативных и сиюминутных в историческом плане эмоций”. Христианская церковь едина в понимании значения подвига воинов-освободителей. Политические настроения эстонских властей, по словам владыки, не должны стать поводом к пересмотру исторических реалий и итогов освободительной для Европы войны. /ИА “ИТАР-ТАСС”, 23.01.2007/

Протоиерей Михаил Дудко: «Война с безгласным монументом – свидетельство бессилия властей и неоправданных попыток переписать историю»

Русская Православная Церковь подвергла резкой критике решение эстонских властей о сносе памятника советским воинам в Таллине. Протоиерей Михаил Дудко, ответственный секретарь отдела связей с общественностью и церквями Московского патриархата, подчеркнул, что прах воинов, прах ушедших в мир иной людей, отдавших свои жизни «за други своя», является священным. Отец Михаил отметил также, что, решая те или иные политические и экономические вопросы, необходимо заботиться о сохранении памяти наших предков, которые погибли, защищая Отечество. «Война с безгласным монументом - это свидетельство бессилия властей и неоправданных попыток переписать историю», - полагают в РПЦ. /”Голос России”, 23.01.2007/

Ватикан с недоумением воспринимает планы эстонских властей по демонтажу памятников советским воинам

Видный деятель Римско-католической церкви старейший кардинал Эрсилио Тонини в эфире Ватиканского радио сказал о том, что принципы добра и гуманизма находили свое проявление и в страшные годы немецкой оккупации. Кардинал напомнил, что в папской летней резиденции Кастель-Гандольфо скрывались от преследований нацистов тысячи борцов Сопротивления, евреев, коммунистов, и “память об этом живет в душах людей”. Тогда во дворце и прилегающих постройках сестры милосердия оказывали первую помощь раненым партизанам, а сотрудники церковной канцелярии изготовляли поддельные документы для лиц, скрывавшихся от оккупантов. Немецкие власти пытались помешать этой деятельности Святого Престола, но так и не решились нарушить экстерриториальность папского имения. Эти эпизоды времен Второй мировой войны вспоминают историки церкви и католические иерархи в связи с обсуждением в прессе проблем сохранения памяти воинов-освободителей. Отношения к захоронениям в Италии вообще достаточно обостренное. Собеседники здесь обращают внимание на то, что в итальянской земле нашли упокоение не только советские партизаны, американские и английские солдаты, польские добровольцы и другие граждане антигитлеровской коалиции, но и немецкие оккупанты и итальянские солдаты-участники экспедиции фашистской армии на Дону в годы Великой Отечественной войны. Никто не убирает ни обелисков с надписью “Муссолини”, ни памятников погибшим в Африке солдатам из фашистского экспедиционного корпуса, бесславно павшим в Абиссинии. Это отношение отражает христианские традиции Италии. /ИА “ИТАР-ТАСС”, 24.01.2007/

- Намерение властей Эстонии снести памятники советским воинам - это оскорбление россиян, - говорит настоятель Московского патриархата в Копенгагене

“Решение парламента Эстонии принять закон о сносе памятников советским воинам, погибшим во Второй мировой войне, может стать оскорблением не только национальных, но и религиозных чувств россиян. Потому что Великая Отечественная война - это еще и битва против врага христианства, “привыкшего, - по словам митрополита Сергия /Страгородского/, - глумиться над высокими требованиями чести и морали”. Об этом заявил в эксклюзивном интервью ИТАР-ТАСС настоятель Александро-Невского прихода Московского патриархата в Копенгагене игумен Феофан /Лукьянов/. “А это ценности не только российские или советские, но и общечеловеческие, - отметил православный священник. - Подвиг русских солдат имеет общемировое значение, их кровь, пролитая в войне с фашизмом, принесена на вселенский жертвенник мира и свободы. Глумление над их памятью - это глумление над подвигом русских богатырей - святого Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, над памятью святых князей Александра Невского и Димитрия Донского, которые освобождали Родину от жестоких агрессоров”. “Монумент, охраняющий прах простых солдат Великой Отечественной, ни в чем не виноват перед народом Эстонии. Как говорится, “о покойном или хорошо или ничего”. Данный поступок эстонских властей сродни нацистской евгенике, подрывающей элементарные общечеловеческие моральные нормы любви и уважения. На мой взгляд, такая политика глубоко безнравственна, недальновидна и разрушительна”, - сказал игумен. По его словам, “в Дании подвиг советских солдат приравнивается к подвигу участников движения Сопротивления. У монументов советским воинам в Копенгагене, на севере Зеландии и на острове Борнхольм ежегодно воздаются такие же почести, как и жертвам национального антифашистского Сопротивления. 23 февраля и в День Победы представители датских властей всегда присутствуют на панихиде и церемонии возложения венков к памятникам советским воинам. И это отнюдь не дипломатическая дань межгосударственным отношениям”./ИА “ИТАР-ТАСС”, 25.01.2007/

Владыка Лонгин: Весь мир должен помнить подвиг русских солдат

Представитель РПЦ в Германии осудил действия эстонских властей, направленные на ликвидацию памятников советским солдатам. Нельзя трогать памятники советским солдатам и русским людям, отдавшим свои жизни за освобождение Европы от “коричневой чумы”. Об этом в интервью ИТАР- ТАСС заявил представитель Русской Православной Церкви в Германии викарий Московской епархии архиепископ Клинский Лонгин, родившийся и начавший свое пастырское служение в столице Финляндии, гражданином которой он является. “С большой горестью воспринимается принятое в Эстонии новое законодательство, которое, к сожалению, предусматривает возможность уничтожения советских воинских памятников - памятников именно тем людям, которые боролись и свою жизнь положили за освобождение Эстонии от “коричневой чумы”. К сожалению, некоторые люди в Эстонии уже забыли, что Гитлер хотел полностью подчинить Прибалтику. И если бы не советский солдат, если бы не русские люди, то это и произошло бы”, - указал архиепископ, представлявший в 1999-2002 годы РПЦ при ЕС. “Я думаю, что все люди доброй воли, все люди, которые помнят большую жертву, принесенную советским солдатом, возвысят свой голос и скажут, что не надо трогать памятник людям, которые погибли за освобождение Эстонии от нацистского режима. Я считаю, что память всех солдат и людей, которые воевали за освобождение Европы от сил национализма и фашизма, нужно увековечить. Надо дать им покой и не трогать их”, - подчеркнул архиепископ Лонгин. По мнению владыки, нужно всячески добиваться того, чтобы историческая память об этих людях “на веки вечные осталась на этой земле”. Архиепископ Клинский Лонгин назвал также “очень печальным” тот факт, что власти Эстонии, видимо, не в состоянии бороться против сил, имеющих общие “исторические корни, контакты и идеалы” с нацизмом, тогда как в других европейских странах на них “оказывается нажим, и они не способны поднять свою голову”. Напомним, что 10 января 2007 года депутаты эстонского парламента приняли в третьем и окончательном чтении закон “Об охране воинских захоронений”, который позволяет демонтировать монумент советским воинам. Принятый закон также допускает перенос останков павших воинов. Согласно закону, решение об этом принимает министр обороны на основании рекомендации комиссии по воинским захоронениям. С протестом против этого закона решительно выступили Совет Федерации, Государственная Дума, Русская Православная Церковь, практически все политические партии и многие общественные организации России. В результате 24 января эстонский парламент приостановил рассмотрение этого законопроекта. /ИА “ИТАР-ТАСС”, 25.01.2007/

ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНИКА

Осень 1944 года. В боях за освобождение Эстонии погибли 280 тысяч советских солдат и офицеров, в том числе множество эстонцев («Известия», 16.01.2007). Павших в боях за Таллин хоронили в центре города, напротив церкви Каарли, тогда же в их память была установлена фанерная надгробная доска с именами 11 из 13 похороненных под ней солдат.

1945 год. Таллинский горисполком провел конкурс на лучший эскиз надгробного монумента, в результате которого среди 20 кандидатов победил эскиз памятника Скорбящего солдата эстонского скульптора Энна Рооса и архитектора Арнольда Аласа.

1947 год. Памятник был установлен в центре Таллина в сквере на холме Тынисмяги, где расположена братская могила 13 советских солдат.

1974-1975 годы. Из-за расширения дороги была изменена планировка прилегающего сквера. В 1979 году на доломитовой плите с именами были установлены бронзовые таблички с названиями вошедших в Таллин войск.

1990-е годы. После распада СССР эстонские власти убрали «вечный огонь» и стали поднимать вопрос о сносе или переносе монумента, мотивируя это тем, что расположенный в центре города монумент мешает движению автотранспорта. Были убраны бронзовые плиты с именами похороненных военнослужащих.

Май 2006 года. Премьер-министр Эстонии Андрус Ансип заявил, что «стоящий в центре Таллина памятник советскому Воину-освободителю уже давно следовало бы убрать в другое место, так как он является «символом оккупации страны».

Июль 2006 года. Власти эстонской столицы официально отказали премьер-министру республики в демонтаже мемориала. Мемориал был взят под охрану таллинской молодежной организацией «Ночной дозор».

Январь 2007 года. Парламентом Эстонии был принят закон «Об охране воинских захоронений», согласно которому решение о судьбе воинских захоронений и памятников принимают не муниципальные власти, а министерство обороны Эстонии и специальная комиссия этого ведомства.

15 февраля 2007 года. Парламент Эстонии принял в заключительном чтении законопроект «О сносе запрещенных сооружений», который позволяет эстонским властям на законном основании демонтировать памятники советским воинам, в частности, монумент Воину-освободителю в центре Таллинна.

26 апреля 2007 года. В Таллине состоялся митинг защитников Бронзового солдата, протестовавших против нарушающего международные нормы решения властей начать работы по эксгумации и идентификации захороненных рядом с памятником останков советских воинов. Участники митинга были разогнаны полицией с применением слезоточивого газа, водомета, резиновых дубин и пуль, а также шумовых и световых гранат. В ночь на 27 апреля 2007 года во время массовых беспорядков один человек погиб (гражданин РФ Дмитрий Ганин 1987 года рождения, постоянно проживающий в эстонском городе Муствее, 27 апреля был доставлен в больницу с ножевым ранением. В 2 часа ночи он скончался) и 44 получили ранения.

В ночь на 27 апреля памятник был негласно демонтирован и спрятан по распоряжению правительства А.Ансипа.

27 апреля 2007 года. Акции массового протеста продолжились. Пострадало несколько десятков человек. Арестовано всего более 1000 человек и пострадало 153. Полиция вела беспрецедентно грубо, применяла резиновые дубинки и пули, слезоточивый газ, шумовые и световые гранаты, водомёты. Члены правительства Эстонии в публичных выступлениях старательно подчеркивали, что никто из них не несет личной ответственности, а «решение было коллективным».

28 апреля. Беспорядки продолжились и перекинулись на другие города, в которых проживает русское население (Кохтла-Ярве, Нарва, Тарту).

ПОСЛЕ ПЕРЕНОСА ПАМЯТНИКА

«Получив из рук Ельцина независимость, власти Эстонии пытаются самоутвердиться как подростки, которые наконец-то почувствовали себя взрослыми. И здесь они явно перебарщивают в части дистанции с государствами, сотрудничество с которыми выгодно и необходимо. Второй момент. Власти явно не ожидали такого жесткого ответа со стороны собственного населения. Борьба за памятник и могилы русских солдат стала поводом для высказывания недовольства в части гражданских прав или отсутствия таковых русскоязычного населения страны. И, на мой взгляд, даже при всей невозможности разрешения споров по этой части, можно и нужно было выбрать другое время. Ведь очень скоро День победы. Безусловно, все эти события значительно осложнят отношения между нашими государствами», - сказал российский политолог Андрей Патралов.

* * *

«Мы получили расколотое общество. Это общество надолго теперь расколется по национальному признаку. Расширятся ли беспорядки или им удастся положить конец, - здесь больше ничего не поможет. Такие вопросы нельзя решить силой», - говориться в заявлении городского головы Таллина и лидера крупнейшей в Эстонии Центристской партии Эдгар Сависаар.

* * *

Открытое письмо
председателя Фонда Андрея Первозванного, Центра национальной славы России, главы ОАО «РЖД» В.И. Якунина премьер-министру Эстонии А. Ансипу.

Господин премьер-министр, сегодня ночью в Таллине произошли трагические события, повлекшие за собой гибель людей и арест сотен человек, выражавших свой протест в связи с демонтажем памятника советскому Солдату-освободителю, эксгумацией останков советских воинов, погибших в борьбе с фашистами.

Возглавляемые мной Общественные негосударственные фонды Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и Центр Национальной Славы России всегда выступали в поддержку развития диалога цивилизаций, толерантности и веротерпимости. Такая позиция в современном мире является признаком цивилизационной зрелости и ответственности людей за будущее - свое и своих детей.

Однако фашизм, по определению международного трибунала, заклеймен как преступление против человечества и не может подпадать ни под какие сроки давности и моральные амнистии. В этой связи позиция эстонских властей, принявших решение о разрушении памятника и переносе останков погибших воинов, не может расцениваться иначе, как посягательство на историческую память поколений, как грубое пренебрежение общепринятыми нормами международного права и мнением мирового сообщества.

Тяжел суд современников, но страшнее суд истории, который безжалостно оценит действия политических лидеров и определит их ответственность за совершенные деяния.

Члены Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и Центра Национальной Славы России выражают протест в связи с принятыми эстонскими властями решениями и предупреждают Вас о том, что ответственность за насаждение ненависти и подстрекательство к противостоянию между гражданами Вашей страны и за пролитую в результате кровь ложится на правящую элиту современной Эстонии.

* * *

«Думаю, что бороться с мертвыми - это самое последнее дело», - сказал 2 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. - «Нужно с уважением относиться к подвигу тех, кто защищал наше единое Отечество и отдал самое дорогое - свою жизнь - за освобождение от фашизма. Поэтому считаю, что бороться с покойными воинами, которых десятилетиями почитали как освободителей, недостойно. «Нет больше той любви, если кто душу свою положит за други своя», -- это слова Христа Спасителя. Надругательство над памятью умерших - аморально. На Руси говориться: о мертвых - или хорошо, или ничего. Когда из уст политиков звучат слова, что солдаты Великой Отечественной войны это - пьяницы и мародеры, такие речи недостойны государственных деятелей.»


> В начало страницы <