"БАЛТИКА"

МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ РУССКИХ
ЛИТЕРАТОРОВ

№8 (1/2007)

ПРАВОСЛАВНЫЙ
СОБЕСЕДНИК

 

САЙТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРИБАЛТИКЕ
Союз писателей России – Эстонское отделение
Объединение русских литераторов Эстонии
Международная литературная премия им. Ф.М. Достоевского
Премия имени Игоря Северянина
Русская община Эстонии
СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНО
На главную страницу


SpyLOG

О ДВУХТОМНИКЕ
«ОТЕЦ ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ»
(1938/1941)

Одной из наиболее основательных и подробных книг, источников знаний о жизни и трудах отца Иоанна Кронштадтского, признанных православными исследователями и Церковью, стала двухтомная книга, написана под псевдонимом «И.К.Сурский» в эмиграции одним из духовных чад отца Иоанна, знавшего его лично более 18 лет. Первый том вышел в Белграде в 1938 году, а второй, с помощью известного авиаконструктора и строителя вертолетов Игоря Сикорского, в Париже в 1941 году. Помощь в издании труда оказали ряд живших в эмиграции русских людей, о которых говорится в заключении автора. Приводим отрывок из книги.

Из книги «Отец Иоанн Кронштадтский» И.К.Сурского. Белград 1938

Заключение автора

Лет 10 тому назад Господь внушил мне мысль, что мой долг перед Ним и великим Его угодником о. Иоанном Кронштадтским написать книгу о его жизни, поучениях, чудесах, пророчествах и вообще обо всем, что известно мне о нем.

Все свободное время я стал посвящать записыванию всех моих воспоминаний о нем, при этом меня поражала исключительная, до мельчайших подробностей, ясность в памяти моей всех событий и обстоятельств, связанных с о. Иоанном. Отсюда я понял, что Господь дает мне ее именно для того, чтобы я запечатлел для будущих поколений все то, что сотворил Духом Святым этот пророк Божий, посланный к русскому народу перед ГОДИНОЙ ЛИХОЛЕТИЯ.

Я читал творения о. Иоанна и книги, о нем написанные, и выбирал из них самое важное, т. к. должен очень экономить на печатании. Я отправлялся к лицам, рассказывавшим мне про о. Иоанна и записывал повествования их. Однако мне приходилось два раза в день ходить на службу и удавалось писать лишь около одного часа вечерами. Вследствие этого исследования и воспоминания мои об о. Иоанне я писал более 10 лет.

Осенью 1936 г. я обратился ко всем русским людям с просьбой помочь мне на издание книги: 1) пожертвованиями и 2) предварительной подпиской по 20 динар в Югославии и по ‘/2 доллара за границу за книгу с пересылкой, т. е., собственно, за книгу по 18 динар. При этом я писал, что в книге будет более 250 стр. с 3-мя портретами отца Иоанна. Назначая цену книги в 20 дин., я проследовал цель: дать возможность малоимущим почитателям отца Иоанна приобрести его жизнеописание и уповал, что и сам великий чудотворец поможет. И действительно, со всех концов земного шара я получил письма с выражением самой горячей благодарности за предпринятый труд. Вот, например, выписка из письма иноков Валаамских: «Великая Вам благодарность от всех многочисленных почитателей Батюшки о. Иоанна за предпринятый Вами труд его жизнеописания, а также и за то, что стоимость издаваемой Вами книги назначена самая минимальная. За все это сторицею воздаст Вам, по молитвенному предстательству у Престола Всевышнего, сам Дорогой Батюшка отец Иоанн. Спаси Вас Господь за все это».

Многие лица, сверх денег за книгу, прислали и пожертвования на издание книги. Вместе с подписною платою я получил значительное число весьма ценных сведений об о. Иоанне, вследствие чего вынужден был переработать книгу. Кроме того, современная церковная жизнь выдвинула животрепещущие религиозные вопросы, исчерпывающие ответы на которые имеются в творениях о. Иоанна. Поэтому я счел долгом пополнить мою книгу поучениями великого Светильника Русской Церкви.

В результате собранный для печатания материал превысил обещанный размер книги более, чем вдвое. Чтобы выйти из положения, я принялся сокращать книгу, на что потребовалось очень много времени. Однако это сокращение не привело к желательному результату, и материала оказалось более, чем на 500 страниц.

…Считаю своим долгом принести почтительнейшую признательность Преосвященному Иоанну Епископу Шанхайскому*, который, прочтя в рукописи моей первоначальную редакцию настоящей книги, дал мне несколько советов и благословил на издание.

Также выражаю горячую благодарность духовнику моему досточтимому протоиерею о. Иоанну Сокалю**, который также прочел первоначальную рукопись мою и, имея мудрость Божью, перед которой мудрость человеческая ничто, поддерживал меня в минуты искушения, когда сатана воздвигал на меня гонения и злословия через людей, не знавших ни о. Иоанна, ни моих трудов.

Долгом считаю выразить сердечную благодарность еще двум лицам, много потрудившимся со мной для достижения намеченной цели — издания книги, а именно: бывшему члену таможни Константину Антоновичу Ошмянскому за его бескорыстные труды и помощь мне в организационной работе по изданию и занимающемуся в эмиграции типографским делом Михаилу Григорьевичу Ковалеву***, который, приняв на себя печатание книги и лично набирая по рукописям, относился к делу с редко исключительным вниманием, проявляя большой опыт и знание. Я думаю, что М. Г. Ковалев является единственным типографом, который не относился к делу только формально, но вникал в суть написанного и, при основательном знании русского правописания, часто помогал мне своими советами и исправлениями описок моих и лиц, приславших мне свои сообщения и рассказы.»

И.К. Сурский****


* Архиепископ Иоанн (Максимович) – прославлен РПЦЗ как Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец. Будучи в сане епископа находился в Белграде на юбилейном Соборе в 1938 году, посвященном 950-летию крещения Руси. 2 июля 1994 года Русская Православная Церковь за границей причислила к лику святых дивного угодника Божия XX века святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. Архиепископ Иоанн родился 4/17 июня 1896 года на юге России в селе Адамовка Харьковской губернии. При святом крещении он был наречен Михаилом в честь Архистратига Небесных Сил Михаила Архангела. С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они. Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла православие.

В годину гонений Михаил оказался в Белграде, где поступил в университет на богословский факультет. В 1926 году митрополитом Антонием (Храповицким) он был пострижен в монахи, приняв имя Иоанна в честь своего предка свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского. Уже в то время епископ Николай (Велимирович), сербский Златоуст, давал такую характеристику молодому иеромонаху: “Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну”. О. Иоанн постоянно молился, строго постился, каждый день служил Божественную литургию и причащался, со дня монашеского пострига никогда не ложился, иногда его находили утром задремавшим на полу перед иконами. Он с истинно отеческой любовью вдохновлял свою паству высокими идеалами христианства и Святой Руси. Его кротость и смирение напоминали те, что увековечены в житиях величайших аскетов и пустынников. Отец Иоанн был редким молитвенником. Он так погружался в тексты молитв, как будто просто беседовал с Господом, Пресвятой Богородицей, ангелами и святыми, которые предстояли его духовным очам. Евангельские события были известны ему так, как будто они происходили на его глазах.

В 1934 году иеромонах Иоанн был возведен в сан епископа, после чего он отбыл в Шанхай. По свидетельству митрополита Антония (Храповицкого) епископ Иоанн был “зерцалом аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления”.

Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн. Если состояние больного становилось критическим, Владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна.

Русские люди, в рассеянии сущие, имели в лице Владыки крепкого ходатая пред Господом. В 1951 году архиепископ Иоанн был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. В Европе, а затем с 1962 года в Сан-Франциско, его миссионерская деятельность, твердо основанная на жизни в постоянной молитве и чистоте православного учения, принесла обильные плоды. Владыку знали и высоко чтили во всем мире. В Париже диспетчер железнодорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия “Русского Архиепископа”. Во всех европейских больницах знали об этом Епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь. Его звали к одру тяжело больного - будь он католик, протестант, православный или кто другой - потому что, когда он молился, Бог был милостив.

Блаженный Владыка, святой Русского Зарубежья, и вместе с тем русский святой поминал на богослужениях Московского Патриарха наряду с Первоиерархом Синода Русской Зарубежной Церкви.

Обращаясь к истории и прозревая будущее, свт. Иоанн говорил, что в смутное время Россия так упала, что все враги ее были уверены, что она поражена смертельно. В России не было царя, власти и войска. В Москве власть была у иностранцев. Люди “измалодушествовали”, ослабели и спасения ждали только от иностранцев, перед которыми заискивали. Гибель была неизбежна. В истории нельзя найти такую глубину падения государства и такое скорое, чудесное восстание его, когда духовно и нравственно восстали люди. Такова история России, таков ее путь. Последующие тяжкие страдания русского народа есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Россия восстанет так же, как она восстала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно восстанут, когда снова им будет дорога ясная, твердая вера в правду слов Спасителя: “Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его и вся сия приложатся вам”. Россия восстанет, когда полюбит Веру и исповедание Православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников. Святитель Иоанн, память которого чтут и в России, всегда желал и верил, что наступит объединение двух частей Русской Церкви во Христе. Он писал: ‘’Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери. Она возносит за нее молитвы, хранит её духовные и вещественные богатства и в свое время соединится с Ней, когда исчезнут причины, разъединявшие их’’. В своем послании православной пастве шанхайской святитель Иоанн писал в 1946 году о том, что настанет час возвращения (именно возвращения, а не просто соединения) иерархов Зарубежья на Родину, причем святитель Иоанн считал, что любое решение, касающееся судеб Русской Церкви, должно быть принято не разрозненно, а единомысленно, вместе. Вопрос единения разъединенных частей Русской Церкви может решаться не иначе, как конкретно на Всероссийском Соборе. Он стоял у истоков прославления Царственных мучеников.

Владыка Иоанн предвидел свою кончину. 19 июня (2 июля) 1966 г. в день памяти апостола Иуды, во время архипастырского посещения г. Сиэтлла с Чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной, в возрасте 71 года, перед этой Одигитрией Русского Зарубежья отошел ко Господу великий праведник.

Вскоре и в усыпальнице Владыки стали происходить чудеса исцелений и помощи в житейских делах. Время показало, что святитель Иоанн Чудотворец — скорый помощник всех сущих в бедах, болезнях и скорбных обстояниях.

В церковных кругах России хорошо известен «Акафист иже во святых отцу нашему святителю Иоанну, Сан-Францисскому и Шанхайскому чудотворцу, составленный иеромонахом Серафимом Платимским (Роузом) в честь своего духовного наставника».

** Сокаль Иван Иванович (7.01. 1883 в Корхове, Холмской губернии - 14.05. 1965), митрофорный протоиерей и впоследствии – Иннокентий, епископ Смоленский и Дорогобужский (постриг - 21.04. 1959; хиротония - 10.05. 1959). Образование получил в Варшавском духовном училище, затем в Холмской семинарии. В 1910 году окончил Киевскую духовную академию и 26 сентября 1910 года был назначен помощником инспектора Курской духовной семинарии. 24 сентября 1912 перемещен на должность инспектора параллельных классов Курской Духовной семинарии в г. Рыльске. 14 октября 1912 года там же был рукоположен в сан иерея. Во время гражданской войны эмигрировал в Королевство СХС. В 1919 году командирован в Палестину по делам Русской духовной миссии. В 1921 году служил в Призренской Духовной Семинарии. В 1922-1924 годах преподавал в Духовной Семинарии Св. Саввы в городе Сремские Карловцы и в Духовной Семинарии в Битоли. С 1921 по 1931 год занимал должность инспектора духовных семинарий в Югославии. С 1931 по 1950 год был священником и настоятелем Троицкой церкви Белграда (настоятель - Храм во имя Святой Живоначальной Троицы в г. Белграде (подворье МП), 1940 – 1950, преемник о. Петра Беловидова). В 1944 году, когда Красная армия вошла в Болгарию и Югославию, то местное российское духовенство (в Болгарии во главе с архиепископом Серафимом (Соболевым), а в Югославии во главе с белградским кафедральным протоиереем Иоанном Сокалем , поскольку весь карловацкий епископат был эвакуирован из страны в Вену еще за год до этого), вошло в состав РПЦ МП. В 1945 году указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия был назначен благочинным всех русских приходов в Югославии. В июле 1948 года участник совещания предстоятелей и представителей автокефальных церквей по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Во время второй Мировой войны поддерживал движение сопротивления против фашистской Германии, а его сын Анатолий, как врач, лично участвовал в этом движении. Это дало возможность семейству Сокаля спокойно возвратиться на родину. В феврале 1950 года возвратился на Родину и назначен ректором Саратовской духовной семинарии. Выпускник саратовской семинарии, Митрополит Курский и Рыльский Ювеналий (Тарасов) вспоминал, что семинаристы любили своего ректора и ласково называли его «красное солнышко». «Вот среди семинаристов - преподаватель семинарии иеромонах Иоанн (Снычев), будущий Митрополит Ленинградский. Здесь служили Архимандрит Феодосий (Погорский), назначенный потом на Пензенскую кафедру, саратовский Владыка Палладия (Шерстенников), у которого мне довелось служить иподьяконом.» Протоиерей Иоанн был молитвенником и суровым аскетом, в обычае у него было проводить первую седмицу Великого поста, вовсе не вкушая пищи. Многие годы спустя митрополит Ювеналий узнал (и это отозвалось радостью в его душе), что свой пастырский путь протоиерей Иоанн начинал на Курской земле, где в далеком 1914 г. был рукоположен во иерея, а за несколько лет до этого нес послушание помощника инспектора в Курской Духовной семинарии.

9 февраля 1951 года был удостоен ученой степени магистра богословия.

25 июня 1953 года переведен ректором Минской духовной семинарии. Из «Воспоминаний профессора МинДА Антоника В. К.»: «Первым в числе лиц, получивших богословское образование до революции, несомненно, должен быть назван протоиерей Иоанн Сокаль, хотя в Жировицы он прибыл после шести лет существования Семинарии. Воспитанник Холмской Духовной Семинарии, он закончил Киевскую Духовную Академию в 1910 году со степенью кандидата богословия, защитив работу на тему: «Западнорусские полемические сочинения против протестантства в XVI-XVII веках (до 1640-х гг.)». В отчете о состоянии КДА за 1909-1910 учебный год говорится, что из 51 кандидатского сочинения этого года восемь сочинений были оценены баллом «пять». В числе этих сочинений значится и сочинение Иоанна Сокаля (см. ТДКА за 1910 г. Т.3. С.496). …Это был глубокий знаток Священного Писания Нового Завета и замечательный проповедник. Его проповеди, в большинстве своем, представляли катехизаторские беседы, глубокие по содержанию и ясные по изложению. Отец Иоанн имел обыкновение в конце учебного года лично проводить учащихся на каникулы, посещая все классы поочередно. Во время таких встреч он обращался к отъезжающим семинаристам со словом напутствия и назидания. Потом мы все по очереди подходили к нему под благословение, при этом отец Ректор уже каждому лично давал советы или наставления, говорил слова поощрения или делал замечания. Отцу Иоанну принадлежала инициатива строительства нового учебного корпуса. Эту идею горячо поддержал архиепископ Минский и Белорусский Питирим (будущий митрополит), а в Москве - протопресвитер Николай Колчицкий, управляющий делами МП, а также Учебный комитет МП. Эти общие усилия увенчались успехом: Москва дала разрешение на строительство нового учебного корпуса МинДС. Стройка началась весной 1954 года. Проект был составлен по личным эскизам отца Иоанна.»

В 1956 году - ректор Одесской духовной семинарии. 20 июля 1957 года переведен на должность настоятеля Смоленского Успенского собора и назначен секретарем управляющего Смоленской епархией. 21 апреля 1959 г. принял в Троице-Сергиевой Лавре монашеский постриг, а 25 апреля того же года возведен в сан архимандрита. 10 мая 1959 года хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, архиепископ Можайский Макарий и епископ Дмитровский Пимен. 15 октября 1964 г. уволен на покой. Скончался 14 мая 1965 г.

Труды: “Путешествие Югославской делегации из Белграда в Москву на выборы Патриарха Московского и всея Руси”. “ЖМП” 1945, № 4; “Покаянное чувство в молитвах и песнопениях св. Четыредесятницы” “ЖМП” 1950, № 3; “Возвращение на Родину”. “ЖМП” 1950, № 4; “Богослужения Великих Пятка и Субботы”. “ЖМП” 1951, № 3.

“Церковное торжество в Вязьме (освящение Свято-Троицкого собора)”. “ЖМП” 1958, № 2; “Речь при наречении его во епископа Смоленского и Дорогобужского”. “ЖМП” 1959, № 6, с. 38.

Литература: “ЖМП” 1959, № 6, с. 30, № 6, с. 38, 1960, № 11, с. 49, 1961, № 8, с. 32, 1963, № 6, с. 10, 1964, № 11, с. 4.

Иером. Павел “Епископ Иннокентий Сокаль” (Некролог). “ЖМП” 1965, № 7, с. 18.

Am 11.5.1963 erhielt er den Vladimir-Orden 2. Klasse.

*** «Святослав» (1921-1938) - Издательство, организованное в 1921 г. Михаилом Григорьевичем Ковалёвым в городке Сремска-Митровица, Королевство СХС. Вскоре Ковалёв переехал в Новый Сад, где продолжил издательскую деятельность. Первые новосадские издания издательства печатались в мюнхенской типографии Ольденберга. Но в 1922 г. возникает Русская типография М.Г. Ковалёва и С.Ф. Филонова в Новом Саду. Издательство «Святослав» выпускало очерки по политике и социологии, сборники стихотворений, мистическую и религиозную литературу. Помимо книг издательство в 1924-1925 гг. печатает выпуски берлинского литературно-политического сборника «Луч света» и местную газету «Русский стяг». С 1926 г. издательство «Святослав» работало в Белграде, куда переехал Ковалев.

ИЗ КНИГИ И.К.СУРСКОГО «О.ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ»:

Рассказ коллежского асессора Михаила Григорьевича Ковалева, со слов его земляка Самуила Емельяновича Мовчана, проживающего в Сербии, в г. Чуприя.

«В молодые годы я жил в нашем имении в Конотопском уезде, Черниговской губ., ведя с моим отцом хозяйство. Однажды, при возвращении с поля через село я был укушен в руку бросившейся на меня собакой. Рана оказалась глубокой с повреждением вены ниже локтя. Была сделана домашняя перевязка, которую я носил несколько дней без врачебной помощи, не придавая значения ранению. Началась боль в руке и пришлось снять повязку. Рана сильно увеличилась и гноилась. Вызнан был земский врач. Началось лечение, но ничто не помогало. Рука покрылась сплошной гноящейся раной. Обратились еще к Конотопским врачам. Они находили, что неминуема ампутация руки, иначе могло дойти до заражения крови. Я никак не соглашался.

Приехавший нас навестить из Конотопа бывший священник церкви нашего имения, узнав о моем тяжелом состоянии болезни, обещал обратиться к о. Иоанну Кронштадтскому с просьбой помолиться о моем выздоровлении.

В ближайшую ночь я пробужден был громкими словами: «Прекрати лечение, а поливай руку холодной водою». Я не придал этому значения, а старуха няня все уговаривала исполнить указание, слышанное во сне. Я наконец согласился. Няня принесла ведро колодезной воды и стала поливать руку сплошь покрытую гноем. Холодная вода омывая поверхность руки, уменьшала и боль. На другой день уже заметно было очищение от гноя руки, а вскоре ранение зарубцевалось и пошло быстрое заживление раны и не осталось и следа болезни.

Батюшка наш, узнав подробности выздоровления, сообщил нам, что по его расчету о. Иоанн мог получить его письмо именно в тот день, когда я слышал во сне дорогие слова, и молитвой угодника Божия была спасена моя рука, а возможно и жизнь».

****«И.К.Сурский» - Я.В.Илляшевич
И.К.Сурский – псевдоним автора-составителя одного из самых полных трудов о святом праведном отце Иоанне Кронштадтском («Отец Иоанн Кронштадтский». Белград, 1938. 268 с.) – Якова Валериановича Илляшевича (фамилия писалась также - Ильяшевич).

Второй том книги финансировали в 1941 году супруги Сикорские (Игорь Сикорский – известный конструктор вертолетов), семейство которых о.Иоанн Кронштадтский посещал, приезжая Киев.

Псевдоним «И.К.Сурский» избран автором «по непритворному смирению», «по имени скромной северной реки, на берегах которой прошло детство сына бедного сельского причетника Иоанна Ильича Сергиева (о.Иоанн Кронштадтский)».

В молодые годы Я.В.Илляшевич окончил Императорское училище правоведения. Отметим, что это училище являлось закрытым учебным заведением. В него принималось не более 100 человек и только из сословия российского потомственного дворянства. Я.В.Илляшевич служил в Министерстве юстиции и являлся «лицом Обер-Прокурорского Надзора Правительствующего Сената Империи Российской». В общественной деятельности по линии «Общества в память о.Иоанна Кронштадтского» Я.В.Илляшевич пользовался особой поддержкой именно Обер-Прокурора Святейшего Синода, члена Государственного Совета, князя Алексея Александровича Ширинского-Шихматова, который, наряду с другими выдающимися деятелями РПЦ и высшей государственной власти, также состоял в членах Общества.

Прим.: отчество автора труда Я.В.Илляшевича во многих современных публикациях дается ошибочно как – Вениаминович.

Яков Валерианович Илляшевич, * ок.1870 – ум. 23.03.1953, Сент-Женевьев-де-Буа, Франция; статский советник, выпускник Императорского училища правоведения (52 выпуск, 20 мая 1881 г.). Служил в министерстве юстиции (коллежский асессор, 1898), МВД (статский советник, 1909), в Обер-Прокурорском Надзоре Правительствующего Сената. Один из учредителей «Общества в память о. Иоанна Кронштадтского», «утвержденное гражданскою властью 17 марта 1909 года и сделавшееся сразу Всероссийским», а также как секретарь и член правления данного общества. Эмигрировал с семьей после событий 1917 года из России. Долгое время проживал в Югославии. Впоследствии воссоздал общество в Сербии (Братство о. Иоанна Кронштадтского, Югославия, Белград, ул. Жоржа Клемансо, 44), председателем которого был избран. Автор (под псевдонимом – И.К.Сурский) двухтомного труда «О. Иоанн Кронштадтский» (Белград, 1938, и 1941 гг.). Второй том выпущен с помощью И.Сикорского.
Супруга – Надежда Петровна, дети – Николай, Валериан (в эмиграции некоторое время проживал в Бейруте, Ливан), Петр, Елена.

Родители:
Отец - Валериан-Станислав Яковлевич Илляшевич. 19.11.1822, С.-Петербург 10.11.1907. Происхождение: одна из ветвей (Волынская) шляхетского рода Илляшевичей герба «Пеликан», происходящего из шляхетского рода Минской губернии (XVI-XIX вв. Дмитрий Яцкевич. «Малый гербовник Холопеницкой шляхты» ч.1, Древняя шляхта.). Эта ветвь Илляшевичей первоначально доказала древнее дворянство в Белорусско-Могилёвской губернии; из тамошнего дворянского собрания родоначальнику этой ветви Якову Антоновичу Илляшевичу 19.03.1812 г. было выдано свидетельство о дворянстве, на основании которого определением Волынского дворянского депутатского собрания 3.12.1819 г. он был внесён в 6-ю часть тамошней дворянской родословной книги. Определение это было направлено на утверждение Герольдией. Тем временем, независимо от прав по происхождению, автоматически получил права потомственного дворянства по орденам, ему Всемилостивейше пожалованным.

Генерал-лейтенант Военно-инженерного Корпуса, член Конференции Николаевской Инженерной Академии и Училища. Офицером в августе 1843 г., генерал-майором в августе 1876 г. Награды: Св.Анны 2 ст. – 1869; ИМП.Кор. к сему орд. – 1872; Св.Владимира 3 ст. – 1879; Св.Станислава 1 ст. – 1882; Знак отличия безупречной службы за XL лет. Погребен на Волковом православном кладбище Санкт-Петербурга.

Мать - Анна Александровна (дев.) Джунковская. С.-Петербург 12.12.1837, С.-Петербург 14.5.1909. Из дворянского рода Джунковских, сопричисленных решением Санкт-Петербургского дворянского собрания (род происходит из малороссийских дворян – полковник Кондратий Джунковский, конец 17 века). Крещена в Покровской церкви, что в Коломенском. В 1854 году окончила Императорское Воспитательное общество благородных девиц. Погребена на Волковом православном кладбище Санкт-Петербурга.

Генерал-лейтенант В.Я.Илляшевич внесен с супругой и сыновьями Евгением и Яковом, и их супругами и детьми в 18-й том Общего гербовника дворянских родов. Герб «Пеликан».

Брат - Евгений Валерианович Илляшевич – генерал-майор, (командир-шеф (12.1910 – полковник, 14.04.1913 - генерал-майор) 5-го Драгунского Каргопольского полка (5-ой кавалерийской дивизии) – полк поименован в 12.1907 г. История полка – с 20.05.1706 г., к 7.05.1707 г. назван по имени его учредителя и первого полковника Драгунским полком начальника Монастырского Приказа боярина Ивана Алексеевича Мусина-Пушкина). Супруга - София Петровна, дети – Георгий, Анна, София, Евгений.


> В начало страницы <