"БАЛТИКА"

МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ РУССКИХ
ЛИТЕРАТОРОВ

№3 (2/2005)

ПРАВОСЛАВНЫЙ
СОБЕСЕДНИК

 

САЙТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРИБАЛТИКЕ
Союз писателей России – Эстонское отделение
Объединение русских литераторов Эстонии
Международная литературная премия им. Ф.М. Достоевского
Премия имени Игоря Северянина
Русская община Эстонии
СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНО
На главную страницу


SpyLOG

Служение церкви печатным словом

В 1914 году начал свою работу Издательский Совет при Святейшем Правительствующем Синоде Русской Православной Церкви. Ниже мы печатаем несколько выдержек из программного доклада Председателя Совета архиепископа Никона.

Время молчати и время глаголати (Еккл 3:7).

Давно это было, больше двух с половиной тысяч лет тому назад. Заспорили три юноши о том, что сильнее всего. И один написал на записочке: «Сильнее всего вино», Другой написал: «Сильнее царь». Третий написал: «Сильнее женщины», а потом, как бы исправляя себя, приписал: «А над всем одерживает победу истина» (2 Езд 3:10–12).

Нет нужды доказывать, что последняя приписка есть неоспориваемое слово самой истины. И для того, чтобы истина над всем всегда и во всем одерживала победу, Бог дал человеку разум и совесть, а в целях веры еще и всемощную Свою благодать, руководящую людей ко спасению чрез Церковь, хранительницу Божественного Откровения. Человек изобрел и свое могучее средство к распространению истины — это письмо и печатное слово. К несчастию, этим могучим средством пользуется не истина только, но и заклятый враг ее — ложь. Но чем больше захватывают в свои нечистые руки печатное слово служители лжи, тем настойчивее является нужда самой Церкви, как хранительнице истины, использовать печатное слово для распространения и защиты истины. <...>

Нужно сплоченное объединение всех литературных сил церковных, всех, кто любит родную Церковь, кто может послужить ей словом печатным, кто может хотя бы только подсказать нам добрую мысль. <...>

* * *

А начинать дело надобно все же с литературы, с издания хороших книг и прежде всего святоотеческих творений, брошюр, листков, а со временем и периодических изданий — ежемесячных, еженедельных, а Бог даст — и ежедневной газеты. Читателей надобно иметь в виду как более или менее образованных. так и простецов. Если нельзя быть уверенным, что печатное произведение будет понятно для простецов, то пусть оно и будет выделено в серию книг для людей более развитых (интеллигентных). Для простецов же надо также вести ряд изданий в виде книг, листков и брошюр. <...>

* * *

Содержанием изданий должно быть <...> положительное изложение Православной Церкви о догматах веры и о жизни по вере, о православном понимании нравственной деятельности христианина. <...>

* * *

Вкус читателей развращается до крайности газетою, которая заменила книгу для громадного большинства читателей. Умно и дельно написанные книги ныне мало читаются. Чтобы привлечь читателя к книге, надо дать ей более или менее своеобразное заглавие (книгопродавцы так и говорят: «Заглавие продает книгу»), красивую внешность и — это главное — написать ее увлекательным языком. В старину об этом почти не думали: в заглавии прямо и без излишних затей ставили тему: о том?то, и книга читалась теми, кто хотел ознакомиться с названным в заглавии предметом и конец. Ныне надобно привлечь внимание читателя заглавием книги, ее изложением, словом: в доброе старое время русские люди не были избалованы французскою кухнею и кушали простой черный хлеб во здравие, а ныне этот же хлеб надо подсластить, придать ему форму покрасивее... А если автор не сумеет этого сделать, то его книга будет лежать спокойно на полках магазина без спроса... Сколько хороших, поучительных книг не замечено, забыто, только потому, как думается, что автор дал неудачное заглавие своей книге. <...>

* * *

Еще более важно — язык, изложение. Ведь если читатель, особенно простой, на каждой строке спотыкается на отвлеченные выражения и слова вроде: «влияние», «значение», «отношение», «роль» (противное слово! из театра его переносят некоторые даже на церковную кафедру), не говорю уже о словах иностранных, то книга валится из рук, и современный читатель не имеет терпения дочитать даже небольшую главу до конца. Человеку умному и это, пожалуй, покажется неважным, но надо иметь в виду именно массу нынешних читателей. Живость, оригинальность изложения ныне ставится едва ли не на первый план в требованиях современного читателя. И нельзя пренебрегать таким требованием в духовной литературе: надо помнить пример апостола: «Всем бых вся, да всяко некия спасу».

Главное внимание в наше время должно быть обращено на изложение Православного учения о самой Церкви. К глубокому сожалению, понятие о Церкви и в нашем обществе, и в простом народе очень туманно, спутано, неопределенно. Господь поручил дело спасения людей Церкви, мы спасаемся постольку, поскольку являемся живыми ее членами, а между тем нет не только живого сознания этой великой и спасительной истины, но и надлежащего понятия о Церкви у многих, именующих себя ее чадами. <...>

* * *

Самое учение Церкви должно быть раскрываемо святоотеческим учением так, чтобы для читателя видимо было полное преемство самого духа учения в Церкви от времен Апостольских и Самого Христа Спасителя, чтобы в самом учении было полное единение и мысли, и веры, и жизни современных членов Церкви с членами веков минувших, единение и общение — живое, действенное, чуждое всякого своемудрия и уклонения в сторону чуждых Церкви учений. Истина одна и она — в Церкви, ибо Церковь, по учению апостола, есть столп и утверждение истины, а ее глава — Христос есть сама воплощенная истина. <...>

* * *

Кроме изложения положительного учения Церкви содержанием наших изданий должна быть <...> христианская апологетика во всех ее видах. <...>

* * *

Нужны повременные издания, нужна ежедневная газета, чтобы немедленно откликаться на быстро сменяющиеся явления жизни. Наши предки не могли себе даже вообразить, как потомки будут жить быстро. Житель столицы привыкает узнавать новости дня в тот же день, а если узнает их на другой день, то считает их уже запоздалыми. А между тем голос церковный, руководствующий верующих — как смотреть, как относиться к тем или иным явлениям, в области нравственной, должен быть слышен тотчас же. Как тут обойтись без ежедневной газеты?

Нужны и другие повременные издания хотя бы потому, что в журнале скорее прочитают статью, чем в книге, да и журнал придет в руки подписчика скорее и вернее, чем брошюра или даже книга, которую когда?то еще соберется купить читатель газеты, если газета удостоит порекомендовать книгу или брошюру, а не случится этого, — читатель разве только случайно узнает о существовании отдельного издания об интересующем его предмете. Думаю, что всякая брошюра полезнее для дела, если будет предварительно проходить чрез периодическое издание, а потом уже появляться в отдельном оттиске: сужу так по своим изданиям. <...>

* * *

На первое время, например, по поручению Святейшего Синода, Совет предполагает приступить ко 2?му изданию «Словаря к Новому Завету» или так называемой Симфонии, которой в настоящее время в продаже совсем нет, а потребность в ней весьма ощутительна: она прямо необходима для всех, кто любит Слово Божие, кто занимается Священным Писанием, богословием, проповедничеством, словом — для всякого, кто хочет пользоваться Новым Заветом по его славянскому тексту. <...>

* * *

Есть насущная потребность издать и другие руководственные книги для изучения как Слова Божия, так и святоотеческих писаний. Было бы очень полезно издать такой указатель к святоотеческим творениям, в котором, в порядке библейских книг, глав и стихов в них, были приведены указания: кто из св. отцов, в каком именно творении и в каком месте приводит или толкует тот или другой текст Священного Писания. <...>

* * *

Нет у нас и общего предметного указателя к святоотеческим писаниям. <...>

* * *

Мне думается никогда так не было настоятельной нужды в таком указателе или, если угодно, энциклопедии, как в наше время всяческой разнузданности самочинных мудрований в области веро? и нравоучения христианского. Наш долг, долг Издательского Совета дать хотя несовершенный такой указатель. План его мне представляется в том же роде, как и вышеупомянутый указатель к Библии: в порядке алфавита идут слова или наименования предметов, например: «душа», «Дух Божий», «Имя Божие» и под., а дальше — имена св. отцов и кратко сущность их мыслей о сем предмете. <...>

* * *

Драгоценным помощником была бы такая книга и для пастырей?проповедников, и для богословов?писателей, да и для каждого благочестивого христианина, который пожелал бы ознакомиться с учением св. отцов по тому или другому вопросу веры и жизни христианской.

Моя мысль идет дальше. Кроме св. отцов было бы очень полезно ввести в этот указатель?энциклопедию и учителей Церкви, по крайней мере наиболее известных, авторитет коих для нас является бесспорным и твердо установленным. Таков, например, великий святитель наш Филарет Московский, имя коего известно не только во всей православной Церкви, но и в инославных странах. Мысли таких «учителей Церкви» можно бы ставить во втором отделе под каждым словом. Само собою разумеется, что я намечаю только общую мысль, а обсуждение ее в подробностях — дело Издательского Совета в будущем. Надобно принять во внимание, по крайней мере в отношении удобств пользования таким указателем, и иностранные издания в таком роде. Лет пятнадцать назад под моею редакцией Троицкая Сергиева лавра издала новый перевод «Луга Духовного» Иоанна Мосха, «Жизнь пустынных отцов» пресвитера Руфина и «Проповеди» Илии Минятия, знаменитого в свое время греческого проповедника, на котором воспитался наш великий вития Иннокентий, архиепископ Херсонский. Много подобных творений ждет своего издания или нового перевода на русский язык. Укажу на «Историю Боголюбцев» блаженного Феодорита, например: была она когда?то издана, но теперь ее не найдешь даже и у букинистов. А книга для народа — весьма поучительная. Да и тем, кто склонен производить свой род от обезьяны, было бы и полезно, и интересно почитать эти сказания о подвижниках древних времен. Одно только горе: скажут сии господа, что это — благочестивые вымыслы... <...>

* * *

Есть немало старых хороших, но прочно забытых книг, которые надобно переиздать потому, что они когда?то сослужили великую службу поколениям, современным их авторам. Для примера укажу из литературы XVIII века на «Камень веры» Стефана Яворского, из XIX века на проповеди и лекции по гомилетике покойного профессора Киевской духовной академии Я.К.Амфитеатрова: им обязаны многие проповедники развитием своего проповеднического таланта, на них воспитывалось не одно поколение духовного юношества. Было бы полезно переиздать книгу протоиерея С.Кашменского «Учение св. отцов о душе человеческой», в которой собраны и расположены в известной системе выдержки из 50?ти отцов и учителей Церкви. Да и вообще нашлось бы немало таких книг. Мы забыли их, наши дети о них вовсе не слышат, а между тем в свое время они оказали великую пользу в деле воспитания понятий в области церковного миросозерцания. Старики умели мыслить не спеша и добросовестно относились к делу, сознавая себя ответственными не пред людьми только, не пред критикой, но и пред Богом. У них и терпения, и трудолюбия и трудоспособности было побольше, чем в наше время.

Мы забыли свою старую русскую литературу. Было бы для народа очень полезно издать в русском переводе все эти старинные «Изборники», «Златоструи», «Златые Цепи» и подобные памятники древней письменности. Уж очень они назидательны да и писаны?то именно для народа: надо ведь иметь в виду, что как ни хлопочут наши самозванные просветители, чтобы подменить идеалы народные и чрез школу, и чрез дешевку?копейку газетную, и чрез так называемую «лубочную» литературу, — в народе еще есть немало православных русских людей, которые носят в душе заветы старины, ищут пищи духовной во вкусе этой старины и любят почитать «от божественного». Для таких простецов серия изданий вроде упомянутых книжек, конечно, с исправлением языка, была бы настоящим подарком. Да и в школьных библиотеках такие книжки не залежались бы...

Немало и в духовных журнала старых годов: в «Христианском Чтении», «Душеполезном Чтении», «Страннике», «Духовной Беседе» и подобных есть статьи, которые заслуживали бы перепечатания в виде небольших книжек. Стоит и вообще пересмотреть всю старую литературу, начиная с 18?го века, чтобы взять из нее и — подарить простому русскому читателю многое, достойное его да и нашего внимания, но прочно забытое и закрытое мусором изданий последнего времени... Припоминаю, например, чудные статьи священника Владимирского в «Душеполезном Чтении» по естественной истории, в коих премудрость и благость Творца изображается в картинах природы: как была бы назидательна такая книжка для современного юношества, тем более, что и написана она языком прекрасным, согрета благоговением к Богу... Но где ее автор? Жив ли? Издавал ли он свои статьи отдельною книгою? Или в том же роде статьи покойного профессора?праведника Д.Ф.Голубинского: да ведь это был бы чудный подарок для юношества, конечно, еще не потерявшего веры в Бога, еще ищущего Бога в природе и жизни!

АЛЕКСИЙ,
Митрополит Ленинградский и Новгородский,
управляющий Таллинской епархией.
(«Церковная жизнь Северо-запада», Л., 1990 г.).


> В начало страницы <