"БАЛТИКА"
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ РУССКИХ
ЛИТЕРАТОРОВ

№6 (2/2006)

НАШЕ НАСЛЕДИЕ

 

САЙТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРИБАЛТИКЕ
Союз писателей России – Эстонское отделение
Объединение русских литераторов Эстонии
Международная литературная премия им. Ф.М. Достоевского
Премия имени Игоря Северянина
Русская община Эстонии
СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНО
На главную страницу


SpyLOG

Георгий Свиридов и Эстония

Имя русского композитора Георгия Свиридова не случайно завершает череду имен гениальных музыкантов высшего уровня в 20 столетии — Римского­Корсакова, Малера, Рахманинова, Шостаковича. Музыка Свиридова двно живет своей собственной жизнью и стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Кто не знает звуковую заставку из «Время, вперед!» к программе «Время» на телеканале ОРТ, или «Романс» из «Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»...

Недавно Свиридов открылся еще одной гранью своего таланта. Его книга «Музыка как судьба» (Москва, 2002), вышедшая в серии «Библиотека мемуаров», представляет нам Георгия Свиридова в качестве не только выдающегося мирового и национального русского композитора, но и интеллектуала высокого уровня, и отнюдь не этакого богемного человека, оторванного от реальной жизни и ее понимания. Пример судьбы композитора, его размышления о музыке, искусстве, актуальных проблемах культуры, о современниках, неиссякаемая любовь к Отечеству («Для меня Россия — страна простора, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа») сегодня актуальны как никогда.

Немногие знают, что жизнь и творчество Свиридова были тесно связаны с Эстонией. Возможно, что причиной этому стала его супруга­эстонка Эльза Густавовна (урожденная Клазер, 1920­1998), которую он, суровый по натуре человек, очень нежно любил. Весной 1990 года Свиридов писал:

«Милой моей Эльзе сегодня — 70 лет!... Большое, хорошее событие. Тридцать семь лет мы прожили вместе (больше половины ее жизни). Много было хорошего при общей тяжелой обстановке. Самое главное — было постепенное движение к правде жизни, медленное, но неуклонное. Благодарность Тебе, Господи!

Оставляю в стороне очень важный момент: закрытости душевной моей подруги. Что таит она в своей душе? Это осталось для меня загадкой. Впрочем, я не Эдип, чтобы ее разгадывать...»

Книга «Музыка как судьба» представляет собой органичную подборку тетрадей с записями композитора на самые разные темы. В основном писал сам, иной раз просил записать ту или иную мысль супругу Эльзу Густавовну или своего племянника Александра Сергеевича Белоненко, который и стал составителем книги.

Свиридов был частым гостем в Эстонии, где встречался со многими эстонскими композиторами, писателями (Карин Койт, беседа в 1989­1990 гг.), деятелями культуры.

Весьма иллюстративна пометка о музее Георга Отса: «Об этом м­м Архиповой можно не беспокоиться. Эстонцы — народ, не потерявший ни своей веры, ни чувства человеческого и национального достоинства. Они сумеют сами позаботиться о своих талантливых людях, живых и мертвых. Этот народ хранит память о прошлом, свою историческую память. Это только в РСФСР, где коренной русский народ унижен ниже всяческой меры, лишен исторической памяти и всякое упоминание о ней называется фашизмом» («Тетрадь 1989­1990 (I)»).

Любопытна и запись («Тетрадь 1988. Октябрь») русского перевода стихов Пауля­Эрика Руммо*. Свиридов прочитал эти стихи в журнале «Дружба народов», 1988, № 5 и приводит не полностью со своей вводной фразой о том, что «...О «терпимости» говорят более всего те, кто сами нетерпимы»:

Европейская безопасность

1.

Из войны родится мир,
Как сын из чрева матери.
У него ужасное,
Как у Матери,
Лицо.

2.

...

3.

Я вижу психбольницу, я там в кругу,
Где все одеты в белые халаты, и рукава
У всех зашиты, и палец в рукаве у каждого
На шприце, и в ягодице у каждого игла,
И этот мир все убивает,
Что нам осталось от войны.
Человек не из железа
Человек не из железа,
он из плоти, он из крови,
ну а те, кто из железа —
Эти мне не по душе.
Все долги и все заботы,
что нам выпали на долю,
и они несут как все,
да только по­особому.
С шумом тащат, с грохотом,
чтоб повсюду было слышно,
очень этим досаждая
слуху прочих мизерных.
Пусть уж лучше кровь свернется,
кровь свернется, костяк размякнет,
пусть я сгину в лютой хвори,
чем железным сделаюсь.

См.дальше!!! (запись Свиридова)

Пусть они хоть чего желают,
делают, что вздумают,
ржа придет на их железо
гайки глотать и винтики.
Из железа кран и трактор,
пулемет получится,
а из глаз моих (как в песне)
подснежники вырастут.
Кран посмотрит сверху вниз
на подснежник и проронит:
– Это — не жилец на белом свете —
Усмехнусь ему в ответ.

Об Игоре Васильевиче Лотареве (Северянин)

«...Этот вызывающий стиль, и ныне восхищающий многих, в значительной степени царил в искусстве и литературе того времени. Вспомним: Бальмонта, Кузьмина, Скрябина, Прокофьева, Стравинского, Северянина, раннего Маяковского. Людей этих никак не назовешь бездарными».

«...В судьбе Маяковского или Цветаевой, прекрасных поэтов, отразилась их собственная судьба (судьба «избранных» людей). В судьбе же Есенина отразились миллионы судеб. И он сам понимал это: неотделимость, показательность своей судьбы. В этом смысле он — явление сходное с ними и прямо им противоположное, даже враждебное. Собой были заняты безмерно и Цветаева, и Маяковский, и Пастернак, и Мандельштам, и Северянин».

О В.Тормисе и других эстонских композиторах

«Хоровое творчество Вельо Тормиса — выдающийся образец Нового стиля. Всем, кому привелось слышать монументальные хоры этого автора ... (фраза не закончена — составитель Александр Белоненко).

В Эстонии сформировался художник исключительно большого масштаба, сумевший поднять глубочайшие пласты народной музыки эстонцев, ливов, народа сету и др. Он оживил древние руны, внес бесценный вклад в музыкальную культуру эстонцев и, тем самым, в мировую культуру.

Я вспоминаю, как этот замечательный музыкант, получивший только что, надо сказать, единодушно Государственную премию, был отмечен коротенькой, сухой, бесталанной чисто официальной статьей в нашем журнале «Советская музыка».

(«Тетрадь 1971­1980»).

«Б.Чайковский, О.Тактакишвили, Вал. Гаврилин, Вельо Тормис — крупнейшие мастера, гордость нашей многонациональной культуры, их творчество систематически, многолетне замалчивается и сознательно принижается нашим журналом»

(«Тетрадь 1978 — 1983»).

«Мы разучились радоваться успеху друг друга — Гаврилин, Тормис, юбилейный (вечер) Б.Чайковского (60 лет композитору), на который не пришел ни один из руководителей Союза. Групповые интересы захлестнули деятельность руководителей (организации РСФСР, Ленинграда) Союза композиторов».

(«Тетрадь 1987 (I)»).

«Комитет по премиям СССР.

Взять мастеров, а не функционеров: Нестеренко, Эрнесакс, Тормис, Б.Чайковский, Гаврилин, Эшпай (?), Светланов, а не Петр (ов), Пах (мутова), Щ (едрин), Хрен (ников).

Кто комплектует состав? Судить должны не функционеры, а мастера.

Аппарат — больной вопрос. Почему нет крупнейших советских писателей: В.Быкова, Залыгина, Астафьева, Белова, Распутина, Носова?»

(«Тетрадь 1987 (I)»).

«1) Как бы впервые в Эстонии. Школа, связанная с Петербургом. М.Саар — прекрасный, вдохновенный Романтик, А.Капп и Х.Эллер. Тубин. Г.Эрнесакс и более молодые композиторы: Э.Тамберг, Ряэтс и В.Тормис.

Передо мною на столе пластинки с записью произведений В.Р.Тормиса».

(«Тетрадь 1988». 29 октября. Начало статьи о Вельо Тормисе).

Примечания:

Вельо Тормис (1930) — эстонский композитор, народный артист Эстонской ССР (1975), лауреат Государственных премий СССР (1974) и Эстонской ССР (1970, 1972).
О постсоветском периоде жизни В.Тормиса и его отношениях со Свиридовым см. «Тевосян А. Эстонские встречи. Десять лет спустя. С Вельо Тормисом в «Con amore»//Музыкальная академия — 1999. — № 2. — С.173­177.
Март Саар (1882 — 1963), композитор, пианист, органист, народный артист Эстонской ССР (1952).
Артур Капп (1878 — 1952), композитор, дирижер, органист, профессор, заслуженный деятель искусств Эстонской ССР (1945), лауреат Государственной премии СССР (1950).
Хейно Эллер (1887 — 1970), эстонский композитор, педагог.
Эдуард Тубин (1905 — 1982), эстонский композитор, дирижер.
Густав Эрнесакс (1908 — 1993), эстонский хоровой дирижер, композитор, народный артист СССР (1956), Герой Социалистического труда (1974), профессор, лауреат Ленинской (1970) и Государственной премий СССР (1947, 1951).
Эйно Тамберг (1930), композитор, народный артист Эстонской ССР (1975).
Яан Ряэтс (1932), композитор, народный артист Эстонской ССР (1977).

Вл.Илляшевич (Эстония).


* Пауль-Эрик Руммо (1942), эстонский поэт, член Союза писателей СССР и Эстонии,
ныне — министр по делам народонаселения, отвечает за проблематику «интеграции
инородцев» в правительстве Эстонской Республики.


> В начало страницы <