"БАЛТИКА"
МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ЖУРНАЛ РУССКИХ
ЛИТЕРАТОРОВ

№7 (3/2006)

ПУБЛИЦИСТИКА

 

САЙТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРИБАЛТИКЕ
Союз писателей России – Эстонское отделение
Объединение русских литераторов Эстонии
Международная литературная премия им. Ф.М. Достоевского
Премия имени Игоря Северянина
Русская община Эстонии
СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНО
На главную страницу


SpyLOG

НА ВСЕМИРНОМ КОНГРЕССЕ
РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ

24 октября президент Владимир Путин выступил на Всемирном конгрессе соотечественников. Эмигранты всех «волн» (от дореволюционной до постперестроечной), огромное количествро соотечественников в ближнем зарубежье, которое эмиграцией считать никак нельзя, собрались на этот конгресс и явили собой политический символ, обозначающий признание того, что и царская, и советская, и нынешняя Россия есть одно и то же Отечество, которое признало себя в этой роли. А значит, история России отсчитывается не с 1991-го, и даже не с 1917 года, а с гораздо более ранних времен.

На конгрессе присутствовали 600 зарубежных соотечественников из 103 стран мира, а также руководители ряда российских регионов, религиозных конфессий, общественных организаций, средств массовой информации.

Фотография
Министр культуры
и массовых коммуникаций
РФ А.С.Соколов
и митрополит Смоленский
и Калининградский Кирилл.

В открытии Всемирного конгресса соотечественников принял участие Президент России Владимир Путин. В своём выступлении Президент акцентировал внимание на нескольких особо важных вопросах. Он отметил важность переселения российских соотечественников на историческую родину — в Россию: значительное число граждан было выселено из России против своей воли. В настоящее время губернаторами российских регионов, готовых принять соотечественников, разрабатывается программа приёма и абсорбции российских соотечественников. В первую очередь, это края и области Сибири и Дальнего Востока, Калининградская область и ряд областей Центральной России, где население в 90­е годы катастрофически уменьшилось. Однако, как отметил Путин, «эта программа не означает, что будет производиться насильственное переселение — выбор остается за соотечественниками, наша задача — создать все необходимые условия для их приёма и адаптации».

Президент Владимир Путин в своём выступлении подчеркнул необходимость создания Координационного совета российских соотечественников, высказался за усиление контроля над нелегальной миграцией. В то же время, по его словам, необходимо максимально упросить режим получения разрешения на трудовую деятельность для российских соотечественников. Важной вехой в консолидации российской нации Президент Путин назвал празднование нового общенационального праздника — Дня национального единства, который отмечается в России 4 ноября, в годовщину национального спасения от иностранных интервентов.

Владимир Путин крайне негативно отметил факты реабилитации нацизма и дискриминации российских соотечественников в странах Восточной Европы: «Мы максимально остро реагируем на любую попытку реабилитации нацизма. Есть попытки отвлечь внимание от ущемления прав и свобод русскоязычного населения — но нас провести не удастся».

Президент России обратил внимание на необходимость привлечения молодых соотечественников в Россию: «Нужно обратить внимание на молодёжь. Молодых людей надо привлекать и создавать им условия. Это перспективно». Русские диаспоры за рубежом Путин назвал «частью России, вынесенной на периферию».

Председатель делегации соотечественников Украины, глава объединения «Наследие Богдана Хмельницкого», депутат Верховной Рады Украины Леонид Грач отметил необходимость сохранения единого культурно­цивилизационного пространства, «поэтому крайне важно, чтобы русский язык стал государственным языком на Украине».

Руководитель делегации соотечественников Казахстана Алексей Лобанов сослался на историческое высказывание российского Императора Александра Третьего: «У России есть только два союзника — её Армия и Флот». Лобанов отметил, что у России есть и третий надёжный союзник — её соотечественники за рубежом: «Русские крепко стоят на ногах. Это профессионалы выживания». По его словам, «главное, чем может помочь Россия своим соотечественников — это стать сильным и процветающим государством, а остальное приложится».

Мэр Петербурга Валентина Матвиенко отметила крупные мероприятия, проходящие в северной столице: «Правительство Петербурга вместе с коммерческими компаниями активно помогают соотечественникам. Мы платим стипендии лучшим студентам Прибалтики. Петербург готов представить правительству России программу сохранения российской культуры. К сожалению, часть архивов и коллекционных собраний, которые могли бы стать достоянием России, находятся либо в Европе, либо в Америке». Валентина Матвиенко подчеркнула: «В Питере нет безработицы, наоборот, не хватает рабочей силы, поэтому мы готовы оказать содействие в переселении соотечественников на историческую Родину в Россию».

Фотография

Члены делегации Эстонии в Таврическом дворце:
Г.Афанасьев («Русский Альянс»), В.Илляшевич,
проф. А.Красноглазов (Центр «Пушкин»),
В.Григоренко (Торговый дом «Столица»),
Ю.Мишин (Республиканский союз российских граждан Эстонии).

Председатель президиума Международного совета российских соотечественников (МСРС) граф Пётр Шереметьев отметил, что 17 сентября МСРС принял участие в мониторинге референдума в Приднестровье. По его словам, «мы оказывали и будем оказывать поддержку соотечественникам». Граф Шереметьев отметил, что облик России извращается за рубежом путём дезинформации: «Необходимо, чтобы российские соотечественники наращивали свою финансово­экономическую мощь в странах проживания». Он сообщил, что Президент России Владимир Путин принят в почётные председатели МСРС.

Руководитель делегации соотечественников Эстонии Андрей Заренков поднял вопрос возрождения нацизма в странах Прибалтики. Он подчеркнул, что политика руководства этих стран, в частности Эстонии, в этом направлении носит характер пересмотра политических итогов Второй мировой войны. По его словам, правительство Эстонии квалифицирует массовое осквернение памятников героям войны, павшим в борьбе с фашизмом, как «рядовое хулиганство». Это неудивительно, отметил Заренков, поскольку премьер­министр Эстонии Андрус Ансип может сам оказаться среди этих «хулиганов». «Как ответственный секретарь эстонского комитета по борьбе с неонацизмом я заявляю, что подобные действия мы расцениваем как факт надругательства над антигитлеровской коалицией и как поддержку националистических настроений в обществе», — сказал Заренков. Он обратился к Конгрессу соотечественников с просьбой поддержать эстонское антифашистское движение в своих странах.

Митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл зачитал приветствие от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго. В послании говорится: «Русскую диаспору составляют те, кто, независимо от этнического происхождения, считает своей русскую культуру». Митрополит Кирилл отметил: «Русская культура — это не только матрешки и чёрная икра, это определённая система ценностей. Пока люди принадлежат к великой русской культуре, их можно называть нашими соотечественниками. Самое ужасное, что может произойти — это ассимиляция нашей диаспоры. Удивительно, когда четвертое поколение говорит на русском, следует русской традиции, посещает русские храмы. Приоритет в работе с соотечественниками должен быть отдан их поддержке в духовной, культурной, религиозной сферах. Речь идет о том, чтобы мы не потеряли друг друга». Митрополит Кирилл в своём выступлении коснулся и такой важной в данном контексте темы, как общее государство России и Белоруссии: «Будет союзное государство или нет — но Русская Православная Церковь должна участвовать в интеграции».

Руководитель делегации от НДП и ММК «Прорыв!» Алёна Аршинова в эксклюзивном интервью ИА «Лента ПМР» отметила: «Я рада, что мне представилась возможность принять участие в работе этого исторического форума. Мы, русские люди, россияне — неотъемлемая часть России, и никакими границами нас не оторвать от нашей великой Родины. Приднестровье — это исторический форпост российской цивилизации, и российский флаг на этой земле никогда не будет спущен».

Фотография

Делегация Эстонии.

24-25 октября 2006 года в Санкт-Петербурге состоялся Всемирный конгресс соотечественников, проживающих за рубежом. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил в адрес форума приветствие, которое на пленарном заседании огласил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Текст Патриаршего послания приводится ниже:

Дорогие соотечественники!
Возлюбленные братья и сестры!

С особым чувством обращаюсь сегодня к вам, потому что мое слово адресовано родным людям. Для вас дорого то, что дорого и нам, живущим в России. Живя в разных странах, вы не забываете свои корни: веру, культуру, язык. Русская Православная Церковь делала и продолжает делать многое для того, чтобы русская культура служила началом, объединяющим людей, разных вер и национальностей, как на Родине, так и за ее пределами. Однако в XX веке именно принципу единства был брошен вызов. Революционные события в России привели к разделениям между людьми, принадлежавшими одному Отечеству. А в начале 1990­х годов миллионы людей не по своей воле опять потеряли единую Родину. До сих пор эти раны остаются открытыми.

Русская Православная Церковь видит одну из важных задач своего общественного служения в содействии преодолению исторических разделений на теле нашего народа, возрождению духовных, культурных и просто человеческих связей между соотечественниками. Она всегда откликается на просьбы верующих об организации полноценной приходской жизни в зарубежье. Московский Патриархат как многонациональная Церковь стремится сохранять и поддерживать единство разных народов на просторах некогда единой страны. Успешный диалог с Русской Зарубежной Церковью позволяет надеяться на полное восстановление единства Поместной Русской Православной Церкви в ближайшем будущем. По моему глубокому убеждению, все эти усилия призваны помочь нашим соотечественникам вновь обрести свое единство в русле общей культурной традиции великого многонационального народа, а также развивать дружеские отношения и равноправный диалог с иными народами.

Желаю Конгрессу успешной работы и призываю на вас, его участников, Божие благословение.

+АЛЕКСИЙ,
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Выступление митрополита Смоленского и Калининградского
Кирилла на Всемирном конгрессе соотечественников,
проживающих за рубежом
(Санкт-Петербург, 24-25 октября 2006 года)

Уважаемые дамы и господа,
дорогие братья и сестры!

Руководство Отделом внешних церковных связей, которое я осуществляю по своим обязанностям, предполагает очень тесное общение с представителями русского рассеяния. В русскую диаспору входят не только люди по этнической принадлежности, но и те, кто связывает свою идентичность с русской культурой. К русской культуре может принадлежать и русский, и татарин, и украинец, и грузин, потому что она впитала культуры многих народов. Русская культура — это не религиозное понятие, хотя в ее формировании участвовала и продолжает участвовать религия. Свою принадлежность к ней ощущает и православный, и мусульманин, и иудей, и буддист и люди других вер. Наконец, русская культура — это понятие, которое не вмещается в границы одного государства и не связана с интересами одного государства. И, конечно же, русская культура — это в последнюю очередь матрешки, платки и самовары. Одним словом русская культура — это прежде всего совокупность определенных ценностей и исторического опыта, которая влияет на личное и общественное бытие людей, относящих себя к русской культуре. В результате русская культура порождает такой многогранный феномен, как русский мир.

Ценности любой культуры формируются на основе, господствующих в народе представлений о Боге, мире, человеке. В свою очередь они должны реализовываться в отношениях между представителями государства и народа, между деловыми людьми, внутри семьи и так далее. Для человека русского мира ценностями являются преданность Богу, любовь к Родине, человеколюбие, справедливость, межнациональный и межрелигиозный мир, стремление к знаниям, трудолюбие. Именно следование этим ценностям в реальной жизни помогало нашему народу устраивать свою социально­политическую жизнь, а также быть привлекательным для других народов на протяжении многих столетий своей истории.

Но в русский мир разные народы желали попасть только тогда, когда его представители стремились на деле реализовывать эти ценности, а не размахивать ими только как знаменами. Поэтому русский мир может легко распасться, если не будет воли к его созиданию и сбережению. России надо было пройти через трагические события XX столетия, чтобы ее народ вновь ощутил тягу к обретению единства. Эту вновь появившуюся волю наш народ призван направить на то, чтобы окончательно преодолеть влияние трагического прошлого.

У каждого народа есть свои слабости. Думаю, что Господь попускает им существовать для того, чтобы в национальной жизни не было застоя. Такой слабостью русского характера является склонность к распрям и разделениям. Молодая Русь, не успев окрепнуть, рано столкнулась с княжескими усобицами и раздробленностью. Результатом этого разделения стало порабощение русского народа внешними врагами, пришедшими на долгие столетия как с Запада, так и с Востока. Затем была смута рубежа XVI­XVII веков, которая поставила под вопрос само существование Русской земли. В XX веке русский народ снова пережил разделения: сначала революцию 1917 года, а затем, в конце XX века, — распад единого государства. Разделения прошли по живому — в сердцах и умах людей. Выдающийся русский писатель А.И.Солженицын не раз говорил о цене, выраженной в человеческих жизнях, которую Россия заплатила за произошедшие в XX веке трагические разделения. Еще в XIX веке некоторые ученые умы предсказывали, что к концу XX века в России будет насчитываться более 300 миллионов человек. К сожалению, эти прогнозы не оправдались. Десятки миллионов людей погибли в братоубийственных конфликтах, в лагерях и тюрьмах, в Великой Отечественной войне, локальных войнах.

Сегодня, обретя вновь волю к единству, мы должны серьезно задуматься о том, почему русская культура перестала играть роль связующего звена и ориентира для тех народов, которые раньше не сомневались в таком ее предназначении. На Руси всегда в первую очередь искали причину в себе. Дело не только в том, что Россия утратила прежнюю политическую, экономическую и военную мощь, — силой и принуждением никого не соберешь в один дом. Для того, чтобы люди захотели жить вместе, их должен привлекать сам порядок жизни, заведенный в общем доме. Разве может одно возвращение материального могущества вернуть русской культуре былую славу и влияние? Конечно, материальное богатство важно, но вся мощь этого богатства должна служить смыслообразующим идеям, рожденным духовным и историческим опытом народа.

Сегодня нам необходимо задуматься еще об одной важной проблеме — опасности ассимиляции русской диаспоры. Развивая эту тему, прежде всего хотел бы поблагодарить наших прадедов и дедов, представителей первой волны эмиграции, оказавшихся в разных странах мира и оставшихся верными ценностям, в которых они были воспитаны. Они смогли передать эту верность своим потомкам. Удивительно, что их дети и внуки говорят на русском языке, интересуются русской литературой, посещают православные храмы, хотя всю жизнь прожили вдали от России. С другой стороны, потомки третьей волны эмиграции нередко гордятся своим иностранным акцентом, а порой и совсем пытаются избавиться от любых связей с русской культурой. Если мы таким образом будем терять людей русской культуры, то мы в скором времени недосчитаемся еще нескольких миллионов. Выход состоит не в том, чтобы закрыть границу на замок для выезда наших граждан за границу, и не в том, чтобы собрать как можно больше соотечественников на Родине. Россия является уже сегодня открытой страной. Это означает, что каждый может выбирать место, где ему жить, и этому нельзя искусственно препятствовать. Но для того, чтобы выходцы из государств исторической России продолжали оставаться частью русского мира, необходимо приложить все усилия для сохранения ими своей веры, единой системы ценностей, единой оценки истории, общего языка. В этом случае мы не потеряем вновь миллионы своих сограждан. Например, существование большой диаспоры соотечественников совершенно не пугает китайцев. Наоборот, страна выигрывает. Сегодняшний поток иностранных инвестиций в Китай связан прежде всего с желанием китайской диаспоры вкладывать деньги в свою Родину.

Возвращение привлекательности русской культуры и противодействие ассимиляции русской диаспоры требуют сегодня совместных усилий государства, общественных объединений, религиозных общин и каждого соотечественника в отдельности.

Основным центром русской культуры сегодня остается Россия с ее многонациональным народом, хотя на государственном уровне значение русской культуры не отрицают в Армении, Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Узбекистане. В других государствах бывшей единой страны этого, к сожалению, нет. Там есть страх, что поддержка русской культуры может разрушить местную национальную культуру. Это напрасный страх. Изначально русская культура сформировалась как многонациональная, в том числе в самых истоках, когда из отдельных племен сложился один русский народ.

Думаю, что от тех стран, которые признают ценность русской культуры, и прежде всего от России сегодня ожидается деятельное содействие воплощению и укреплению ценностей русской культуры как у себя дома, так и за своими пределами. В то же время Россия должна твердо давать отпор всем тем, кто стремится разорвать тело единого русского народа. Поскольку ядром русского мира являются Белоруссия, Россия и Украина, то необходимо развивать тесные отношения между этими странами.

В то же время важна самодеятельная роль русского народа. В русской традиции народ никогда не играл пассивную роль. Напрасно нашему народу нередко приписывают рабскую психологию как одну из сторон национального характера. Есть множество примеров из истории нашего Отечества, которые свидетельствуют о самостоятельности и самоорганизации русского человека. Это качество более всего востребовано сегодня. От общественности и соотечественников, независимо от того, где они проживают, требуется инициатива и приложение собственных усилий в деле созидания русской культуры. Думаю, что на этом пути для нашего человека есть психологическая опасность, отличная от склонности к слепому подчинению власти. Русский человек может опускать руки, когда он не ощущает, что его труд кем­то востребован. Конечно, востребованность важна, но она вторична, а на первом месте должно стоять глубокое осознание того, что ценности русской культуры нужны лично человеку и его близким. И уже такие глубоко мотивированные люди должны создавать объединения и ассоциации для поддержки и продвижения русской культуры.

Есть также широкое пространство для активной деятельности Русской Православной Церкви и других традиционных религий России. Трудно представить работу с соотечественниками без участия в ней религиозных общин, прежде всего — Русской Церкви. Религиозные общины вносят свой весомый и незаменимый вклад в формирование духовной основы русской культуры — ее матрицы. Начиная с первых волн рассеяния, Русская Церковь стремилась и сегодня продолжает стремиться поддержать верующих людей, оказавшихся за границей, и организовать их нормальную религиозную жизнь. Поэтому Московский Патриархат открывает приходы в разных странах, в которых живут наши соотечественники. Сегодня количество приходов продолжает расти, их число приближается к тремстам. Это делается не для того, чтобы заниматься навязчивой экспансией своего вероучения. Конечно, мы приветствуем добровольный приход к Православию разных людей, но Русская Церковь не имеет и не использует никакой специальной миссионерской технологии для этих целей. Наша проповедь — это собственная жизнь по вере. В то же время развитие заграничных приходов является мощным фактором, препятствующим ассимиляции русских людей. Религиозная жизнь, особенно для соотечественников за границей, является точкой сосредоточения русской культуры.

Пока еще русские православные люди за рубежом разделены между собой. Это отголоски политических событий нашей недавней истории. Московский Патриархат и Русская Зарубежная Церковь несколько лет назад начали сложный процесс переговоров о возобновлении общения и восстановлении единства Русской Поместной Церкви. С Божией помощью и по молитвам русских святых мы близки к моменту, когда «едиными усты и единым седцем» будем славить Господа.

Особое внимание Московский Патриархат уделяет сохранению и поддержанию единства Православия в странах, возникших на месте исторической России. Былое политическое единство народов исчезло. Церковь всегда смотрит на разделение как грех, будь то распад семьи или разделение одного народа. А единение — это добродетель, потому что его наличие означает, что люди, несмотря на свой эгоизм, стремятся жить вместе. Соединение — это всегда работа на добро и на благо. Культура, возникающая в рамках церковной жизни, создает основу и для национальной культуры, и для связи с русской культурой. Поверх государственных границ Церковь поддерживает духовное пространство единства, которое нужно для дружеских отношений между народами, а также для строительства более тесного политического сотрудничества. Безумны те, кто сегодня желает разрушить это духовное единство. Потому что, я уверен, разрушив его, через некоторое время они снова будут искать объединяющих начал. Однако на выжженной земле трудно за короткий срок вырастить новый урожай.

Надеюсь, что наши общие усилия по созиданию русского мира будут способствовать укреплению русской культуры и ее диалогу с другими культурами мира.

Выступление Андрея Заренкова на Конгрессе соотечественников
в Санкт-Петербурге 24 октября 2006 года

Уважаемые товарищи и друзья!

Мы должны признать, что в промежутке с последнего конгресса, не все организации соотечественников достигли в своей деятельности значимого успеха. Это не вина наша, а беда, поскольку не было четкого общественного договора взаимных обязательств между зарубежными общинами российских соотечественников.

Сегодня Россия уверенно возвращается на мировую арену в качестве одного из центральных игроков. Ее успехи не везде и не у всех вызывают адекватную реакцию. Там, где исторически отсутствуют традиции государственности и демократии, национальные радикалы пытаются отыграться на русскоязычном населении страны.

Сегодня модно говорить о недостатке демократии в тех странах постсоветского пространства, которые не приняли за образец подражания систему так называемых, западных, а вернее, американских ценностей. На мой взгляд, политика некоторых балтийских стран по отношению к русскоязычным, способствовала самовозникновению государственных образований с кастрированной демократией. Политическая слежка, открытые действия властей по расколу и компрометации русскоязычных организаций, ограничение свободы слова, шельмование инакомыслящих, запугивание и подкуп русского электората — это реалии, в которых живут многие наши соотечественники. Горько видеть, как некоторые российские бизнес­структуры подтверждают своей деятельностью по поддержке правых националистических сил тезис, что у бизнеса нет национальности. Мы не призываем подвергать их жесткой обструкции, как это принято в других диаспорах, но считаем, что российское государство имеет все рычаги, чтобы прекратить эту неблаговидную практику.

Мне представляется неверной и точка зрения, что не имеют будущего партии, созданные по этническому признаку. Во­первых, весь международный опыт говорит о другом. Во­вторых, любое соглашательство с националистическими силами приводит к тому, что волк слушать­то слушает, а вот кушать начинает еще больше. Можно привести и конкретный пример — несмотря на многолетнее сотрудничество правящих партий России и Эстонии — Партии Центра и Единой России, главные пункты программы их сотрудничества, направленные на улучшение межгосударственных отношений, не реализованы. Сорвано подписание договора с Россией о границе, поднят в ЕС вопрос о, якобы, бедственном положении финно­угров России, принята парламентом Эстонии резолюция по российско­грузинским отношениям.

Вопрос существования демократического пространства на границах России — это не только вопрос выживания и сохранения российской идентичности соотечественников, но и вопрос безопасности нашей культурной метрополии, это наша общая проблема. Поэтому с этой трибуны, я хочу призвать соотечественников, не соглашаться с «мнением» о бесперспективности политической деятельности русских на постсоветском пространстве. Мы обязаны, несмотря на все трудности, биться за участие в политической жизни наших стран, только так мы сможем добиться признания себя той силой, к мнению и голосу которой нет возможности не прислушаться. Только присутствие наших депутатов в законодательных органах власти даст возможность ставить и решать проблемы русскоязычного населения. По этой модели развивается венгерская, армянская и другие мировые диаспоры. Это нормальная демократическая практика, и в нормальных странах она только приветствуется.

Отдельная тема — возрождение неонацистских настроений в Прибалтике, и основано оно на омерзительных явлениях пересмотра истории, ревизии итогов войны с фашизмом, героизации СС и ростом русофобии в титульных общинах балтийских стран. Примечательно, что в Эстонии активистами антифашистского движения стали молодые ребята, которые свою сознательную жизнь начали уже в Эстонской республике, а значит, у нашего дела есть надежда на победу. Это потому, что наше дело правое и в своей борьбе мы опираемся на универсальные человеческие ценности. В Эстонии уже третий год бушует начавшаяся после неудачной попытки установки памятника эстонским эсэсовцам так называемая война памятников — бесконечная череда осквернений памятных знаков и могил, павших в борьбе с фашизмом и жертв нацистских концентрационных лагерей. Премьер­министр Эстонии Андрус Ансип не только поддержал идею фашиствующих радикалов о демонтаже и переносе памятника Освободителям Таллина от фашистских захватчиков на удаленное кладбище, но возглавляемое им правительство уже разработало и представило соответствующий законопроект в парламент страны. От лица Эстонского комитета по борьбе с неонацизмом, как ответственный секретарь данной организации, я заявляю о том, что подобные действия мы расцениваем как акт надругательства над памятью героев антифашисткой коалиции и как поддержку неонацистских настроений на государственном уровне.

Я хочу обратиться к вам, коллеги, к руководителям делегаций с просьбой поддержать наше антифашистское движение и рассказать о нашей борьбе в своих странах. Нам нужна ваша поддержка. Поддержка всех друзей доброй воли. Независимо от национальности.

Российские соотечественники — это золотой фонд метрополии и чем весомее их роль будет в странах проживания, тем, не сомневаюсь, конструктивнее будут межгосударственные отношения между нашими странами. Мы убеждены, что проект «Соотечественники» должен стать национальным проектом России и первые шаги в этом направлении Россия уже сделала — приняла программу возвращения соотечественников, чем показала, что ей необходим наш потенциал. Эффект от деятельности можно будет достичь только в том случае, если соотечественники в этом процессе не будут продолжать играть роль сирых и убогих попрошаек.

В заключение, я бы хотел обратить внимание на то, что без прошлого нет будущего. Речь идет о восстановлении исторической справедливости и нашем моральном долге перед теми, кого после прихода к власти большевистской партии в одночасье лишили Родины и российского гражданства. Мы считаем необходимым обратиться к президенту России с просьбой признать недействительным Указ 1923 года о лишении гражданства тех, в том числе и их потомков, кто был вынужден эмигрировать за рубеж не по своей воле, а в силу преследований по классовому признаку. Это решение с нетерпением ждут тысячи людей в русском зарубежье.

Спасибо. Желаю всем мира и добра!

Фотография

Ответное слово Президента России В.В.Путина
на Всемирном конгрессе соотечественников,
проживающих за рубежом,
Санкт-Петербург, 24 октября 2006 года

Вы меня извините, если я буду говорить не по важности, а по тем некоторым моментам, которые привлекли особое внимание.

Хотел бы начать с выступления нашего коллеги из Эстонии Андрея Заренкова.

Конечно, любая реабилитация, любая попытка реабилитации нацизма, тем более героизация войск СС и так далее абсолютно в современном мире недопустима. И мы видим, что происходит в некоторых странах Прибалтики. Мы на это реагируем. Я хочу вам сказать, что не только в России у вас огромное количество сторонников и тех, кто готов вас поддержать, но и во всем мире: и в европейских странах, и в Америке, и в Израиле. В Израиле — само собой: еврейский народ — один из наиболее пострадавших народов от нацизма. И международные еврейские организации — я со многими представителями встречался — на вашей стороне. Мы все вас будем самым активным образом поддерживать. Попытка отвлечь внимание международной общественности и общественности своих собственных стран от проблемы нарушения прав и свобод русскоязычного населения, прежде всего ущемляемых в избирательном праве, — это попытка абсолютно неэффективная и успеха иметь не будет. Я имею в виду то, на что вы обратили внимание, а именно — желание поднять вопрос о положении финно­угорских народов в России. Это ни в какое сравнение не идет с процессами, которые мы наблюдаем в некоторых прибалтийских странах. У нас ничего подобного с финно­угорскими народами не происходит, не происходило и происходить не будет. Это абсолютно естественная равноправная часть многонационального российского народа, и, собственно говоря, эта попытка уже захлебнулась. Нет никаких для этого оснований. Вообще ничего нет. Тень на плетень навести не удастся.

Что касается борьбы ваших организаций за права русскоязычного населения в Прибалтике, то можете не сомневаться, мы безусловно будем это поддерживать и в будущем.


> В начало страницы <