ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ
ГАЗЕТА "МИР
ПРАВОСЛАВИЯ"

№ 1 (94)
январь 2006


САЙТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРИБАЛТИКЕ
Союз писателей России – Эстонское отделение
Объединение русских литераторов Эстонии
Международная литературная премия им. Ф.М. Достоевского
Премия имени Игоря Северянина
Русская община Эстонии
СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНО
На главную страницу
 



Незаметные опасности

Рассуждая о событии Крещения Господня, в частности о фарисеях, которые отвергли совершавшееся Иоанном Крестителем служение, одно из известнейших древних церковных толкований Евангелия предлагает неожиданную, может быть, для нас мысль о том, что фарисеи «имели Писание в сердце» и что Мессия — «Христос был у них в сердцах». При этом сама духовная трагедия фарисеев, согласно этим толкованиям, обусловлена тем, что фарисеи НЕ СЛЫШАЛИ «имевшихся у них в сердцах» Писания и Христа.

Эти неожиданные, может быть, для нас мысли сразу обращают на себя внимание потому, что среди теперешних людей бывает широко распространено убеждение в том, что они «любят Бога» настолько сильно и постоянно, что уверены в Его всегдашнем пребывании в их сердцах. По причине несомненной убежденности в пребывании Бога в сердце теперешние люди часто бывают в совершенной убежденности в том, что их собственные мысли и дела обязательно чисты и действительно спасительны, что их самих по большому счету упрекнуть совершенно не в чем...

Между тем Евангелие, собственно, и говорит о том, что Бог «пришел ко своим» (Евангелие Иоанна, глава 1, стих 11), был среди своих, которые Его любили. Царь так приблизился ко своим подданным, что их не разделяли «эшелоны» придворной знати, богатство и роскошь, плотное окружение спецслужб... Первосвященник совершил свое служение не в золоченых залах Храма, но среди «своих», которые возглашали — «распни, распни Его»; среди самых простых людей Пророк произнес свои совершенные пророчества. Все это случилось в самой житейской близости с людьми. Однако свои не услышали и «не узнали» Его...

Всегда последовательное в своих основных мыслях церковное наследие мнениями некоторых святых отцов продолжает подобные размышления, когда имеет в виду, например, что Таинство Крещения силою Божественной благодати Святого Духа несомненно изгоняет из самого средоточия человеческого сердца дотоле вольготно живших в этом сердце злых духов; в средоточии такого «освобожденного сердца» при этом на все время земной жизни человека поселяется Благодать непобедимого злыми силами Святого Духа. И тогда такому крещеному человеку остается только научиться слышать голос всегда звучащего в недрах его сердца Бога. Однако мы знаем, что и крещеный человек далеко не всегда бывает способен слышать такой голос и слушаться этого голоса; не всегда бывает способен в таком особом «навыке слушания» осуществить единение любви, взаимопонимания и верности.

Подобное единение, несомненно, не является темой только отвлеченного кабинетного богословия, но бывает тайной самой обыденной человеческой жизни, самого важного для каждого из нас опыта.

Как пример можно иметь в виду, наверное, опыт брачной жизни, начинающейся, скажем, самыми восторженными и положительными переживаниями «единения сердец». В таком опыте любящие действительно нередко настолько «открывают друг другу свои сердца», настолько устремляются друг ко другу, что действительно в сердце такого любящего человека устраивается новое приобретение — этим приобретением делается сам любимый. Однако всегда ли при этом случается таковым любимым и любящим достаточно понимать друг друга, быть действительно настолько чуткими, чтобы слышать того, кого принял в свое сердце? Очень хорошо известно, что такое СЛЫШАНИЕ иногда совершенно незаметно замещается некоей иллюзией, затуманивается бурей пылающих чувств, влиянием многих житейских впечатлений... Союз поначалу незаметно, бывает, теряет свою внутреннюю суть, а потом нередко и совсем сходит на «нет» и превращается в свою противоположность — наступающее отчуждение отталкивает бывших любимых...

Церковному человеку нужно всегда иметь в виду, что у него есть спасительное средство, которое помогает возвращаться к необходимой «тональности» в отношении живущего в недрах его сердца Бога, — это голос Святой Церкви, говорящей нам всегда обо всем необходимом и в печали, и в радости.

Протоиерей Леонтий Морозкин

 

> В начало страницы <


>