ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ
ГАЗЕТА "МИР
ПРАВОСЛАВИЯ"

№ 2 (95)
февраль 2006


САЙТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРИБАЛТИКЕ
Союз писателей России – Эстонское отделение
Объединение русских литераторов Эстонии
Международная литературная премия им. Ф.М. Достоевского
Премия имени Игоря Северянина
Русская община Эстонии
СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНО
На главную страницу
 



«В последние дни вы ясно уразумеете нечто»
(Книга пророка Иеремии)

Перед тем, как наступает время приготовления к Великому Посту (первый приготовительный день в этом году пришелся на 12 февраля), годичный круг чтения всех четырех Евангелий (в будние дни, за Божественной Литургией) завершается: завершается именно прочтением Евангелия от Марка. Нередко церковные книги в самом общем смысле называют (как, например, можно прочитать в напрестольном служебном Евангелии) существенную черту этого Евангелия — особенная ясность его содержания, отсутствие чего-либо неудобовразумительного.

Если нам случается действительно полюбить церковную Книгу Откровения, полюбить Библию, принять ее в свое сердце, то, зная многие фрагменты Евангелий даже почти наизусть, мы отличаем книги Матфея, Марка, Луки и Иоанна друг о друга; и, конечно, привыкаем к особенной ясности самой краткой из этих четырех книг — Евангелия от Марка. Ощущение такой краткости и ясности делается тогда для нас заметным чувством, зовущим наш разум и наше сердце к ясности всей нашей весьма короткой земной жизни.

«Новозаветная идея», наверное, сама по себе не только в сравнении с призываниями теперешнего небиблейского «научного мировоззрения», но даже в сравнении с опытом ветхозаветного благочестия, отличается особенной ясностью («слабый голос Моисея — Моисей не обладал особыми ораторскими способностями — был знаком неясности и невнятности ветхозаветного Закона»)...

Сам по себе церковный обычай завершать годичный круг будничных евангельских чтений накануне Великого поста именно Марком определенно служит призыванию наших предпостных мыслей и предпостных чувств к несомненной ясности и вразумительности: нехорошо, если покаянный труд Великого поста нам непонятен в его существе или в его формах...

Земная жизнь Господа Иисуса Христа ясно указывает на переживания людей, которым Он прощал грехи.

Вот Он прощает грехи расслабленному в Капернауме (Евангелие от Марка, глава 2, стихи 1-12); говорит ясно сначала — «прощаются тебе грехи твои», — а потом — «встань, возьми постель твою и иди домой»! Церковная традиция сравнивает этот случай прощения со случаем прощения и исцеления расслабленного «при купальне Вифезда» (Евангелие от Иоанна, глава 5, стихи 1-16), когда Он сначала совершил чудо исцеления, а потом засвидетельствовал прощение — «вот, ты выздоровел, не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего худшего».

Переживания прощения уподобились той величайшей, несказанной радости, которую узнает человек, страдавший неизлечимой дотоле болезнью — несомненное ликование, но и спокойное (теперь уже) воспоминание о пережитых миновавших страданиях (воспоминание, подобное, как ни странно, больше почти совершенному забвению, соединенному с будущей несомненной осторожностью)...

Вот к Нему привели женщину, «взятую в прелюбодеянии» (Евангелие от Иоанна, глава 8, стихи 1-11) , которую должно было (по Закону) предать смерти через побиение камнями. Он избавляет эту женщину от смерти и говорит ей, прощая ее — «и Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши».

Прощенная грешница радуется неизъяснимой (чаще всего не выражаемой тут же в каких-либо словах) радостью человека, которого «на лобном месте» не только освобождают от смертной казни, но и совершенно прощают со словами братского увещевания и сочувствия — «иди, и больше не греши»...

Эти случаи евангельского прощения совершеннно подобны между собой именно в том, с какой особенной ясностью все они говорят о радости прощения, предлагаемой нам Иисусом Христом; прощения, всегда доступного нам, например, в церковном Таинстве покаяния (Исповедь), когда мы сами себя обличаем «расслабленными» и «взятыми в прелюбодеянии»... Эта радость есть и радость избавления от наказания, и радость освобождения от связанных с преступлениями воли Божией угрызений совести, и радость несомненного Божественого благословения на дальнейшую добрую жизнь.

К такой радости мы устремляемся в трудах Великого поста.

Протоиерей Леонтий Морозкин

> В начало страницы <


>