ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ
ГАЗЕТА "МИР
ПРАВОСЛАВИЯ"

№ 3 (96)
март 2006


САЙТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРИБАЛТИКЕ
Союз писателей России – Эстонское отделение
Объединение русских литераторов Эстонии
Международная литературная премия им. Ф.М. Достоевского
Премия имени Игоря Северянина
Русская община Эстонии
СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНО
На главную страницу
 



Жемчуга святоотеческой мудрости

Псалтирь в святоотеческом изложении
СВЯТАЯ ГОРА АФОН (1997 год)

Псалом второй

  • Стих 6: Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею
    Иисус Христос, как Богочеловек поставлен от Бога Отца Царем над Сионом — святою Церковью, хотя по божеству, Христос как Бог имеет царство по самой природе.

Афанасий, Феодорит

  • Стих 7: Возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя
    Видишь, как Отец Себе присвояет и рождение по плоти Единородного Христа. Днесь — указывает на время, чтобы показать рождение по плоти, ибо не существует в божестве дней вчерашнего или утрешнего, но неизменный день вечности, безначальный и бесконечный.

Афанасий

  • Стих 8: Проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе
    Будучи Владыкою — как Бог, Христос принимает владычество над всем миром, как Человек; ибо об этом и Сам Он сказал ученикам: дадеся ми всяка власть (Мф. 28, 18) от Отца Моего.

Златоуст, Феодорит

  • Стих 9: Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника
    Жезл железный — есть крест святой для уверовавших; а для неуверовавших иудеев, согласно Данииловому пророчеству, таким жезлом явилась римская власть, которая не только бичевала, но и умерщвляла. Сосуд скудельничий (обожженный) после сокрушения невозможно восстановить в прежнее состояние.

Афанасий, Златоуст, Феодорит

  • Стих 10: Итак вразумитесь, цари: научитесь, судьи земли!
    Дух Святой здесь увещевает чрез Пророка всех противящихся Христу осознать свое неразумие: Кому противятся? Ныне — пока есть время. Накажитеся вси — уразумейте и прочие люди. Судящии земли имеют над собою Царя неба и земли, Который даровал им власть и силу и Сам их будет судить, как и они судят.

Феодорит, Тихон

  • Стих 11: Служите Господу со страхом и радуйтесь (перед Ним) с трепетом
    Пророк разумеет здесь радость духовную, которая рождается от исполнения Святых Христовых заповедей. Когда кто не рабски, а сыновне слушается во всем Бога... тогда он радуется с трепетом, т.е. исполняется радости духовной, а не плотской. Это явствует из слов пророка Аввакума: я же о Господе возвеселюся, возрадуюся о Бозе Спасе моем, потому что Господь Бог мой сила моя, и учинит нози мои, (благочестивые помыслы души моей) на совершение премудрости о Господе (Авв. 3, 18-19). Радуйтесь Ему с трепетом, т.е. с сокрушением, чтобы радость о Боге не превратилась в радость мирскую с тщеславием и осуждением других. Знай и то, что и при духовных отрадах и утешениях еще более надлежит служить Ему со страхом и благоговением.

Феодорит, Нил Синайский

  • Стих 12: Почтите Сына, чтобы Он не прогневался и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все уповающие на Него
    Наказание — Евангельское учение. Гнев Божий есть пресечение или уменьшение подаяния божественных даров, которое бывает на пользу всякому уму, высоко и много о себе думающему. Путь праведный — путь Христов: Аз есмь путь (Ин. 14, 6). Если блаженны все надеющиеся на Бога, то насколько несчастны и бедны надеющиеся на человека, на свою силу и честь, дела... и все прочее, что есть кроме Христа. Одно только блаженно — уповать на Царя Иисуса Христа! Вот смысл всего псалма.

Афанасий, Тихон, Григорий Нисский

> В начало страницы <


>