ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ
ГАЗЕТА "МИР
ПРАВОСЛАВИЯ"

№ 03 (144)
март 2010

САЙТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРИБАЛТИКЕ
Союз писателей России – Эстонское отделение
Объединение русских литераторов Эстонии
Международная литературная премия им. Ф.М. Достоевского
Премия имени Игоря Северянина
Русская община Эстонии
СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНО
На главную страницу
 



«Богоявление» Великого Входа

Самая важная часть Литургии заключается в том, что Честные Дары (священные Хлеб и Вино, приготовленные священником на проскомидии, ещё прежде возгласа «Благословенно Царство…!» силою и действием Святого Духа прелагаются в Тело и Кровь Христовы, возносятся в спасительную для людей жертву Богу, и затем преподаются причастникам. Эта часть Литургии начинается с весьма приметного священного действия, называемого «Великий Вход»: перенесение Честных Даров через амвон с алтарного жертвенника на алтарный престол (на амвоне священник останавливается с Чашей и Дискосом и лицом к народу произносит поминовение всех православных христиан). Сам этот Великий Вход начинается пением Херувимской Песни («Иже Херувимы…»), которая по-русски может быть переведена так: «Мы, молящиеся, таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Богу Троице «Трисвятую Песнь» (то есть — «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя!») оставим ныне все житейские заботы, чтобы принять (в Причастии) Царя всех (Господа Иисуса Христа), шествующего теперь и невидимо торжественно сопровождаемого ангелами».

Переживание Великого Входа есть переживание особого Богоявления, созерцаемого в образе этого Великого Входа. Библейская Книга пророка Исайи (глава 6, стих 4) говорит о том, что созерцающие Славу Божию ангелы поют Песнь, называемую нами «Пресвятой»: «Свят, свят, свят Господь Саваоф; вся земля полна славы Его». Херувимы видят эту Славу, наполняющую землю, и поэтому воспевают эту свою особую «ангельскую песню». Ангелы отличаются от человеков (например, тем, что «не верят», но «знают», что Бог есть…): их «чувства» при Богоявлении являются «чувствами» особыми, «ангельскими».

Особыми являются и «чувства» человеков, которые при этом Богоявлении воспевают «свою», своего рода, «человеческую», «народную» Трисвятую Песнь: «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя!» Библия, наверное, неоднократно говорит о человеческом, «народном» происхождении этой Песни: «…и сказал весь народ: …аллилуйя!» (1 Пар., гл. 16, стих 36), «и да скажет весь народ… аллилуйя!» (Псал. 105, стих 48), «…голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуйя» (Откр., гл. 19, стих 1)…

Так или иначе, но «глас народа», голос человеческого сердца, делается в Богоявлении Великого Входа наиболее значительным, ибо именно человеки желают и сподобляются Причастия, именно человеку (а не Ангелу) дано напитаться Телом и Кровью и принять в этом начала вечного блаженства: этот «глас человеческий», однако, подражающий ангелом и поэтому являющийся Песней Трисвятой, говорит о стремлении человека к чистоте ангельской…

В Страстной Четверг, когда мы таинственно делаемся участниками Тайной Вечери, вместо Херувимской Песни поётся: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник, исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.

Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя. Призывание к человеку в этих священных словах приобретают яркую определённость — чтобы мы испугались участи Иуды, которому было предложено Причастие, но который избрал предательство.

В Великую Субботу вместо Херувимской поётся: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет, Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы ангельстии со всяким Началом и Властию (чины ангелов — Л.М.), многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопияще песнь: «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя». «Народная» Трисвятая песнь в этих словах «влагается в уста» самих ангелов: ангелы и люди «едиными устами» воспевают Бога.

Ангельская чистота человеков должна соединиться с «безмолвием всякой плоти», о котором говорил, например, пророк Захария (из книги которого всегда читается небольшой отрывок в пятницу «масляной седмицы»): «Да молчит всякая плоть перед лицом Господа! Ибо Он поднимается от святого жилища Своего» (Зах., глава 2, стих 13).

Как только минует Великая Суббота, так мы начинаем праздновать восстание Господа от Его святого Гроба.

Протоиерей Леонтий Морозкин.

> В начало страницы <