ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ
ГАЗЕТА "МИР
ПРАВОСЛАВИЯ"

№ 4 (97)
апрель 2006


САЙТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРИБАЛТИКЕ
Союз писателей России – Эстонское отделение
Объединение русских литераторов Эстонии
Международная литературная премия им. Ф.М. Достоевского
Премия имени Игоря Северянина
Русская община Эстонии
СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНО
На главную страницу
 



Жемчуга святоотеческой мудрости

Григорий Нисский, святитель
Был младшим братом св. Василия Великого. Детское воспитание получил он вместе с Василием в семье, а дальнейшее — у отца и других наставников. Кончив образование, поступил было в клир церковный, но, увлекшись мирской славой, сделался наставником красноречия. Св. Григорий Богослов убедил его оставить мирскую службу и снова посвятить себя служению Богу. Тогда Григорий удалился в пустыню. Скоро св. Василий, чтобы иметь его верным помощником против ариан, поставил, хотя и против его желания, епископом в Ниссу, в Каппадокии. Став епископом, св. Григорий сделался пламенным защитником православия и строгим обличителем арианства. Ариане возводили на него клевету и добились его ссылки на три года. Но и в ссылке св. Григорий трудился над утверждением православия, переходя с места на место и проповедуя. Со смертью императора Валента, арианина, был возвращен на кафедру. Присутствовал на Втором Вселенском Соборе. Св. Григорий оставил много сочинений. Скончался около 395 года.

Толкование на Псалом Третий

Cтих 1:
Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.

Пророк Давид, на опыте своего греховного поползновения, научает нас целомудренной жизни, чтобы никому не делать зла и не презирать законов Божиих. Давид бежал от сына, так как нарушил чистоту супружеской верности. И поскольку он внес войну в чужой дом, то из собственного же дома его восстала против него война. Ибо откуда источник греха, оттуда и бич наказания. Домашние бедствия есть следствия грехов, и наказателями грешника Бог определяет именно домашних людей; хотя действующий и не знает этого, но знает это Врач — Бог. Псалом предвозвещает предстоящие тебе от врага искушения, когда бываешь гоним ты своими и многие восстают на тебя. В высшем пророческом смысле в псалме содержится глас Христов к Богу Отцу во время крестных страданий. (Златоуст, Афанасий, Августин, Григорий Нисский.)

Cтихи 2 и 3:
Господи, как умножились враги мои!

Многие восстают на меня; многие говорят душе моей: нет ему спасения в Боге.
Этими словами делается намек и на злоумышления мысленных врагов-демонов против нас. (Афанасий.)

Cтихи 4 и 5:
Но Ты, Господи, щит передо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.

Гласом моим взываю ко Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.
В трудных обстоятельствах должно прибегать только к Богу и призывать Его на помощь с душевным усердием в прилежной умной молитве. Подобно Моисею, хотя он внешне и молчал, но Бог говорил ему: что вопиеши ко Мне? (Исх. 14, 15), называя молчание воплем, по причине усердной умной молитвы Пророка. Глас — это мысленное прошение ума. Гора святая — небо. (Афанасий, Феодорит.)

Cтих 6:
Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.

Божественное писание часто бедствия называет ночью; когда человек прибегает к Богу, то Господь избавляет бедствующего от скорбей, пробуждает его спящий ум и сохраняет кающегося от неприязни. В высшем смысле Пророк принимает на себя лицо Самого Владыки нашего и говорит от Его имени о страдании, крестной смерти и воскресении Иисуса Христа. (Афанасий, Феодорит, Августин, Григорий Нисский.)

Cтих 7:
Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.

Нападающими на Давида были соучастники Авессалома (смысл исторический); под ними же подразумеваются и демоны (смысл переносный). Множество нечестивых человек и демонов нападали на Христа Господа: но после воскресения Его из мертвых все враги видимые и невидимые «падоша» (смысл высший пророческий). (По Зигабену.)

Cтих 8:
Восстань, Господи! Спаси меня, Боже мой, ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих, сокрушаешь зубы нечестивых.

Это изречение относится ко внутреннему человеку. Образ выражения заимствован от зверей, у которых сила именно и сосредотачивается в зубах. Зубы грешников — это неразумные помыслы, неестественно в нас появляющиеся, чрез которые злые духи приближаются к нам и от которых мы терпим большие искушения. (Василий В., Афанасий, Феодорит.)

Cтих 9:
От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.

Не должно возлагать надежды на человека, но от единого Бога ожидать спасения. Вольною Своею крестною смертью Христос соделал спасение миру. Людем своим — всем верующим в Него Спаситель даровал благословение Свое — Крест честной. Под благословением должно разуметь еще и благодеяния Божии как следствие благословения Божьего. (Афанасий, Златоуст, Кирилл Иерусалимский, Тихон.)

> В начало страницы <


>