ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ
ГАЗЕТА "МИР
ПРАВОСЛАВИЯ"

№ 4 (97)
апрель 2006


САЙТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРИБАЛТИКЕ
Союз писателей России – Эстонское отделение
Объединение русских литераторов Эстонии
Международная литературная премия им. Ф.М. Достоевского
Премия имени Игоря Северянина
Русская община Эстонии
СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНО
На главную страницу
 



Праведник, готовый пострадать

От самой Масленицы нам предложена была священная тема, которую вполне можно назвать ведущей темой всего времени Великого Поста. Эта тема прозвучала в единстве отрывков из Евангелия от Луки, прочитанных в будние дни Масленицы за Божественной Литургией, — эти отрывки сложились (день за днем Масленицы) в повествование о Страстях Господних. После Масленицы эта тема Страстей особенно возобновлялась в совершаемых нами в воскресные вечера Поста богослужениях пассии (пассии в нашем городе совершаются в это время во всех храмах поочередно); потом эта тема звучала в так называемое Крестопоклонное воскресенье, третье воскресенье Великого Поста, и во всех пяти седмичных днях после этого Крестопоклонного воскресенья. Эта тема Страстей в наших сердцах возобновляется во всякий день наших великопостных подвигов. Эта тема высокой спасительной трагичности и высокой Божественной тайны. Поэтому, может быть, она нередко оказывается сложной многим теперешним людям, бывающим далекими от церковной культуры. Такие люди, наверное, нередко по существу пугаются этой главнейшей евангельской темы... и тем самым остаются в стороне от самой сути библейской культуры в ее церковном понимании. Такие люди, как показывает пастырский опыт, желали бы как-то иначе (не через «наслаждение Трагедией» — как выразился один «сочувствующий» Церкви человек) приобщиться к идеалам подлинной мудрости...

Конечно, проблема таких людей велика, ибо для того и пришел в мир Сын Божий, чтобы на Кресте победить диавола. Но все-таки, наверное, среди церковных тем, поясняющих эту Трагедию, можно назвать нечто, являющееся примером всеми нами желанного и понятного оптимизма, неотделимого от такой Трагедии. И, наверное, примером такого понятного и приемлемого для всех (даже для «начинающих») оптимизма может быть обращение к духовному опыту праведного Иова, о котором специально церковное богослужение говорит во дни Страстной седмицы (последние дни перед Пасхой), когда читается библейская Книга Иова.

Праведного Иова и его страдания Церковь называет прообразом Спасителя и Его спасительных для всего мира Страстей... Пример Иова есть, в то же время, пример того, как в ежедневной обыденной жизни обнаруживается спасительная цельность человека, готового (приготовленного этой самой цельностью) восходить в своем терпении (в своей жажде «насладиться страданиями» — как говорят иногда, например, о «русской душе») к долготерпению Господню.

В этом смысле можно иметь в виду самое начало Книги Иова, где вместе с отчетливым свидетельством о праведности, справедливости и богобоязненности Иова говорится о том, что семь его сыновей имели обычай поочередно «пировать» в домах друг друга и что Иов (когда очередной круг таких пиров завершался), заботясь о духовном совершенстве своих детей, приносил Богу «всесожжения по числу их»...

Эта небольшая и необычная деталь повествования об Иове говорит нам о том, что этот благочестивейший человек был хранителем самого тесного радостного общения членов своей семьи. Он не препятствовал, а даже (словно бы) поощрял среди своих сыновей некие «пиры», которые иногда церковные толкования понимают совершавшимися довольно часто...

Во все времена (а в теперешние смутные — особенно) людей интересует вопрос о том, как в обыденной жизни могут обнаруживать себя действительное высочайшее совершенство и гармония личности праведника, человека евангельской правды — такой правды, которая очевидно восторжествовала именно на Кресте? В чем заключаются идеалы обыденной жизни, предлагаемые нам Божественным откровением? Наверное, повествование Книги Иова о его семейной жизни свидетельствует о том, что трагедия Креста есть трагедия оптимистическая. Она оптимистична в том, что человек, способный восходить к высотам такой трагедии, делается способным осуществить самые обыденные радостные чистейшие житейские приобретения в земной жизни.

Протоиерей Леонтий Морозкин

> В начало страницы <


>