ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ
ГАЗЕТА "МИР
ПРАВОСЛАВИЯ"

№ 11 (92)
ноябрь 2005


САЙТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРИБАЛТИКЕ
Союз писателей России – Эстонское отделение
Объединение русских литераторов Эстонии
Международная литературная премия им. Ф.М. Достоевского
Премия имени Игоря Северянина
Русская община Эстонии
СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНО
На главную страницу
 



АЗБУКА

Почему мы так говорим?

Что скрыто в имени Твоем?

(Окончание. Начало в предыдущих номерах)

«Составные» библейские имена Божии потому так иногда называются, что составлены из перечисленных нами «основных». Из таких составных выделяют иногда две группы — составные с «Эл» (имя Эл имеет русский аналог — «Бог») и составные с «Ягве» (русский аналог — «Господь»). К первой группе «составных» можно отнести такие имена, как: Бог Всемогущий (древнееврейский аналог этого русского именования — «Эл Шаддаи» — книга Бытие, глава 17, стих 1); Бог Всевышний («Эл Элион» — книга Бытие, глава 14, стих 18). Бог Вечный («Эл Олам» — книга Бытие, глава 21, стих 33); Бог Крепкий («Эл Гиббор» — книга пророка Исайи, глава 9, стихи 6-7).

Ко второй группе (составные с «Ягве» — Господь) относятся: Господь Бог («Ягве Элогим» — книга Исход, глава 34, стих 6); Владыка Господь, или Адонаи Господь — как в некоторых богослужебных текстах теперешней церковнославянской традиции («Адонаи Ягве» — книга Бытие, глава 15, стих 2); Господь Саваоф, то есть «воинств» («Ягве Цеваоф» — книга Первая Царств, глава 1, стих 3).

Такие некоторые подробности, касающиеся того, как книги Ветхого Завета именуют Бога, о Котором они говорят, могут быть весьма интересными для нас, в теперешние времена нашего возвращения к традиционной церковной культуре. Библейская традиция в вопросе имен (не только Божиих, но имен вообще) имеет в виду необходимую связь между именем и сущностью именуемого. Каждый человек, обращающийся к Богу, всегда в употребляемых им именах Бога обнаруживает и свой конкретный духовный опыт.

Можно иметь в виду, что библейский текст предлагает нам своего рода «выстраданный» многими поколениями благочестивых людей опыт размышлений о том, какова «сущность» Бога. Этим опытом нам не надо пренебрегать.

Протоиерей Леонтий Морозкин.

 

> В начало страницы <

 


 
>