ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ
ГАЗЕТА "МИР
ПРАВОСЛАВИЯ"

№ 12 (93)
декабрь 2005


САЙТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРИБАЛТИКЕ
Союз писателей России – Эстонское отделение
Объединение русских литераторов Эстонии
Международная литературная премия им. Ф.М. Достоевского
Премия имени Игоря Северянина
Русская община Эстонии
СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНО
На главную страницу
 



АЗБУКА

Почему мы так говорим?

Имя, большее всякого имени

Недавно мы кратко говорили об «именах Божиих», которые находим на страницах Ветхого Завета. В теперешние рождественские дни нам особенно уместно несколько слов сказать о том имени Божием, «которого нет другого под небом» (книга Деяний, глава 4, стих 12), об имени ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС СЫН БОЖИЙ.

СЫНОМ БОЖИИМ Церковь называет второе лицо Святой Троицы, прилагая это имя к Божеству Мессии. Этот же самый СЫН БОЖИЙ назван ИИСУСОМ, когда родился на земле как человек. ХРИСТОМ называли Его пророки, когда еще только ожидали Его пришествия на землю.

Имя ИИСУС означает Спаситель. Это имя названо Архангелом Гавриилом. Это имя дано СЫНУ БОЖИЮ при Его человеческом рождении на земле; потому что Он родился спасти людей.

Имя ХРИСТОС означает — Помазанник. Это имя произошло от помазания священным миром, через которое подаются Дары Святого Духа. Он называется помазанником потому, что его «человечеству» (слово, происходящее из церковной речи и обозначающее человеческую природу этой родившейся на земле Личности) безмерно сообщены все дары Святого Духа: Ему (Этому Человеку) по этой причине принадлежат ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя.

ГОСПОДОМ Иисус Христос называется в том смысле, что Он есть истинный Бог, ибо имя ГОСПОДЬ (каким мы уже замечали прежде) есть одно из библейских имен Божиих...

Эти комментарии к имени Господь Иисус Христос Сын Божий являются самыми необходимыми для уяснения начал новозаветного мышления. Но церковная традиция в отношении Спасителя имеет в виду и многие иные Его именования. Церковное богословие говорит иногда, например, что третья глава библейской книги Откровения Иоанна Богослова называет такое неожиданное имя Спасителя, как АМИНЬ, святой Иоанн называет Спасителя Аминем: «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начальник создания Божия». Это «имя» означает, что Сын Божий есть всегдашнее «Да» (Аминь) желаниям Отца, свидетельствующее о воле Отца и осуществляющее эту волю...

Церковное богослужение предлагает и некоторые иные «имена» Спасителя (они пишутся в современных церковных книгах с заглавных букв), происходящие от понимания того, какие мы знаем благодеяния Спасителя, совершаемые «имени Его ради» (например — Создатель мой, Пастырь мой...), то есть открывающие нам Его некоторые существенные для нас «свойства»...

Протоиерей Леонтий Морозкин

 

> В начало страницы <

 


 
>