ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ
ГАЗЕТА "МИР
ПРАВОСЛАВИЯ"
№3 (48)
март 2002


САЙТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРИБАЛТИКЕ
Союз писателей России – Эстонское отделение
Объединение русских литераторов Эстонии
Международная литературная премия им. Ф.М. Достоевского
Премия имени Игоря Северянина
Русская община Эстонии
СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНО
На главную страницу
 



Конференция православных
парламентариев в Риге

12-13 февраля в столице Латвии состоялась очередная конференция Европейской Межпарламентской Ассамблеи Православия (ЕМАП), объединяющей православных парламентариев более чем 20 стран Европы. На этот раз представители главных законодательных органов из 16 государств собрались в здании латвийского сейма на этом солидном международном форуме, посвященном теме «Человек в христианской цивилизации: потенциал развития». Государственное собрание Эстонии (Рийгикогу) представлял председатель фракции ОНПЭ Виктор Андреев. От православной общественности республики был приглашен председатель Эстонского отделения Союза писателей России Владимир Илляшевич.

Свои приветствия форуму православных парламентариев Европы прислали президент Латвийской Республики В.Вике-Фрейберга, руководители Сейма страны, Патриарх Московский и всея Руси Алексий, председатель Государственной Думы Федерального Собрания Росийской Федерации Г.Н.Селезнев, руководители других стран-участниц и международных организаций, а также главы ряда Поместных Православных Церквей, в том числе предстоятель Латвийской Православной Церкви архиепископ Рижский и всея Латвии Александр и предстоятель Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий. В своем послании владыка Корнилий поблагодарил ЕМАП за внимание к проблемам нашей Церкви и обратился с просьбой не исключать из круга своих интересов проблематику, связанную с упорным отказом властей Эстонии от законной регистрации Эстонской Православной Церкви, что длится уже девять лет.

Вызовы глобализма

Большинство выступивших парламентариев и представителей православной общественности стран-участниц говорили о негативных последствиях процесса глобализации в мире. Это явление во многом можно характеризовать как проявление усиливающегося диктата международного финансового капитала. Православные деятели далеко не разделяют взгляды сторонников глобализации на роль человека в современном мире, особенно в проблематике переоценки роли лидерства в системе международных отношений, в теме борьбы с бедностью, при анализе значения национальных интересов государств, отметил в своем докладе президент Международного фонда единства православных народов доктор философских наук В.А.Алексеев. Провал идеологии «нового мирового порядка» являет собой кризис глобализации, предтечу других, альтернативных духовных моделей. Ведь, в конечном итоге, отказ от национальной независимости и есть один из главных итогов глобализации.

Система гражданского общества невозможна вне христианской цивилизационной модели, отметил президент ЕМАП, председатель Комитета Госдумы России В.И.Зоркальцев. Специфика воздействия христианства состоит в подавлении агрессии и эгоизма. Оно сдерживает негативные последствия научно-технической революции, социальной и межэтнической напряженности. Основу общечеловеческой нравственности в христианстве составляет прежде всего свободный выбор человека и уважение этой свободы.

Во многих европейских странах, стремящихся в Евросоюз, ощущается большая обеспокоенность по поводу нарастающего конфликта между традиционными христианскими ценностями и рядом сомнительных политических новшеств, например, таких, как легализация абортов для несовершеннолетних, эвтаназия (добровольный уход из жизни), пропаганда слабых наркотиков, однополых браков между гомосексуалистами, опытов по клонированию человека, подчеркнул заместитель председателя парламента Словакии М.Андела. Опасно, что эти «новшества» пытаются распространить на международном уровне. Как воспринимать их кандидатам в Евросоюз, если эта международная организация примет такой опыт в качестве нормы? А Евросоюз склоняется к одобрению этих явлений, несовместимых с традиционными христианскими ценностями.

Особое значение в современном мире приобретает система взаимоотношений государства и Церкви после периода долгого противостояния этих двух мощных институтов. Идет поиск новых форм этих отношений, сказал депутат Сейма Польши Е.Чиквин. Речь идет о религиозном фундаментализме, оказывающем влияние на государственное управление. В Польше были такие случаи, когда претендент на пост начальника местного управления полиции во имя благополучного назначения отчитывался перед общественностью и своими будущими руководителями, сколько раз он посетил службу в католическом храме. Конечно, права человека – высшая норма, но она перестает быть таковой, если подчиняется лишь определенной идеологии и тотально навязывается всем. Церковь не должна быть политическим инструментом, будучи прежде всего системой нравственных императивов. Православие в этом смысле служит добрым примером.

В унисон большинству докладов прозвучало выступление депутата парламента Эстонии В.А.Андреева, посвященное проблематике отчуждения государства от общества, от народа. Неотъемлемой частью общества является Церковь. Поэтому одним из признаков такого отчуждения можно считать агрессивное, нелояльное отношение государственных структур к Церкви, что проявляется на протяжении вот уже почти девяти лет в позиции эстонских властей по отношению к Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. «Миропорядок следует переустроить на началах многополярности и многоукладности, позволяя каждому народу развиваться свободно, в соответствии со своими традициями, своим мировоззрением, своей верой, своими исконными моделями политического и экономического обустройства. Никому не следует навязывать чуждых ценностей, информационного и культурного единообразия… Каждой нации нужно обеспечить соразмерное участие в механизмах управления и принятия решений на международном уровне», процитировал В.А.Андреев из Соборного слова 6-го Всемирного русского народного собора (декабрь 2001). Применяя эту мысль к современному состоянию дел, видимо, необходимо иметь в виду главенство идеи взаимообусловленного существования Церкви, наций и государств. Разделение государства и Церкви – вполне акцептируемая норма, но это не означает отчуждения государства от Церкви, как института, наиболее полно и последовательно отстаивающего нравственную ипостась общества и человеческого бытия. К Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата принадлежит более 200 тысяч жителей страны, то есть каждый шестой представитель населения. Тем не менее, вот уже более 8 лет эстонские власти отказывают Ей в регистрации. Это означает, что Церковь в Эстонии пытаются заставить отказаться от своего многовекового духовного наследия, от всего, что создавалось столетиями руками православных Эстонии, в первую очередь от храмов. Требование к Церкви зарегистрироваться в качестве новообразованной церковной структуры имеет цель фактической скрытой национализации церковного имущества. Это было бы совершенно несправедливо. Однако же имущество – не самоцель. Идеологи такой модели взаимоотношений эстонского государства и Эстонской Православной Церкви, в конечном итоге, преследуют далекую цель – обретение инструмента влияния на Церковь. Более того, обретение механизма давления и управления Ею со стороны власть предержащих. Власть хотела бы подспудно влиять даже на избрание главы Церкви, когда отрицает Ее право на собственное внутреннее устройство, на независимое избрание духовного центра по собственному усмотрению. А ведь именно это право стало главным побудительным мотивом притеснений автономной Эстонской Православной Церкви во главе с Ее предстоятелем митрополитом Таллинским и всея Эстонии Корнилием, оставшейся верной Матери-Церкви – Русской Православной Церкви. Отпадение власти от христианского миропонимания – отчетливо ощущаемый признак кризиса общества. Возвращение к взаимодействию, взаимообусловленности власти и Церкви может послужить путем к преодолению отчужденности власти и народа, власти и человека, сказал В.А.Андреев.

Церковь в Латвии –
добрый пример

Отношение к Православию и к Церкви в Латвии разительно отличается от ситуации в Эстонии. Автономная Латвийская Православная Церковь в омофоре Московского Патриархата полностью признана властями. Ей возвращено все имущество. Приглашение главы Церкви архиепископа Рижского и всея Латвии Александра посетить два монастыря, действующие храмы, участвовать в освящении колоколов храма в Елгаве было с благодарностью принято православными парламентариями.

Можно задаться резонным вопросом: почему же власти в Латвии не испытывают страхов перед Православием, не видят в Церкви «руки Кремля», как это пытаются внушить общественному мнению в Эстонии? Потому, что нет оснований для таких страхов. И власти Эстонии это прекрасно знают.

В коммюнике –
о Церкви в Эстонии

В заключительном коммюнике рижской конференции ЕМАП участники выразили обеспокоенность нарастающими темпами духовного кризиса в обществе и нагнетанием в СМИ и массовом сознании религиозной и национальной нетерпимости, культивированием жестокости и насилия.

Сказано в этом документе и об обеспокоенности православных парламентариев Европы по поводу продолжающегося на протяжении почти девяти лет отказа властей Эстонии зарегистрировать Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата. Ведь несмотря на многообещающие заявления влиятельных эстонских политиков, после смены президента и правительства дело так до сих пор и не сдвинулось с мертвой точки. Быть может, на предстоящей летней конференции ЕМАП парламентарии Эстонии будут иметь повод сообщить своим коллегам и международной общественности более утешительные известия?

Корр. «МП»

> В начало страницы <

 

 
>