ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ
ГАЗЕТА "МИР
ПРАВОСЛАВИЯ"
№4 (85)
апрель 2005


САЙТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРИБАЛТИКЕ
Союз писателей России – Эстонское отделение
Объединение русских литераторов Эстонии
Международная литературная премия им. Ф.М. Достоевского
Премия имени Игоря Северянина
Русская община Эстонии
СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНО
На главную страницу
 



Паремии Великой Субботы

«Паремиями» в составе церковного богослужения обыкновенно называют отрывки из Ветхого Завета, читаемые, например, при совершении вечернего богослужения.

В Великую Субботу такое вечернее богослужение бывает в практике Русской Церкви утром. Сама Литургия утром этого дня и начинается таким (по своему содержанию) вечерним богослужением. Этих Паремий Великой Субботы всего пятнадцать. Они хорошо известны церковному народу и читаются на протяжении примерно одного часа, когда чтец стоит перед положенной посередине храма Плащаницей.

Чтобы подробно назвать основное содержание этих Паремий, надо иметь в виду их органическую связь со всеми ветхозаветными Паремиями, к тому моменту уже прочитанными за все время Великого Поста.

Эти Паремии в своем содержании за весь Пост соединены одним определенным высоким стремлением. Они начали свое повествование (в первый день первой седмицы Великого Поста) о событиях сотворения мира (из книги Бытия); потом почти без пропусков плотно и последовательно книга Бытия читается до пятницы четвертой седмицы — за это время Паремии повествуют о первоначальной истории человечества: сотворение первых людей, грехопадение, развращение человечества и т.д., и кончая расселением человечества после смешения языков. После этого начинается история будущего церковного народа в важнейших эпизодах из жизни патриархов: следуют Паремии о призвании Авраама (пятница четвертой седмицы), о явлениях ему Господа и данных Господом обетованиях (понедельник, вторник, среда, пятница пятой седмицы), о благословении Иакова (понедельник шестой седмицы), о явлении и обетованиях Божиих Иакову (вторник) и, наконец, история Иосифа с переселением евреев в Египет.

Накануне дня Вербного Воскресения чтение книги Бытия завершается ее последней главой. Дальше повествование Паремий Страстной седмицы продолжается по книге Исход до события самого исхода из Египетского плена.

Паремии Великого Поста (по книге Бытие) и Страстной седмицы (по книге Исход) рисуют целостную картину, представленную в важнейших моментах истории ветхозаветного домостроительства спасения человеческого рода (как выражается церковное богословие). Сама книга Исход взята для Страстной седмицы особенно потому, что личность Моисея, а также событие исхода евреев из Египта и установление ветхозаветной Пасхи есть прообразы Христа и совершенного Им спасения, прообразы Его новозаветной Пасхи: поэтому среди Паремий Великой Субботы присутствует чтение из 15-й главы Исхода о Пасхе и переходе через море.

Ветхозаветная Пасха была прообразом Пасхи Христовой, а это значит, что церковное толкование событий ветхозаветной Пасхи называет основные элементы самой библейской пасхальной идеи (если так можно выразиться). Подробности этой пасхальной идеи определили состав и содержание избранных для Великой Субботы ветхозаветных Паремий. Среди этих подробностей существенное значение имеет мысль о том, что празднование Пасхи с ветхозаветных времен было также и празднованием «усыновления» Богом всего церковного народа, днем призвания этого народа к его особому служению, Днем его рождения.

Поэтому понятно, в частности, почему в древности в день Великой Субботы совершалось Таинство Крещения оглашенных, Таинство рождения к новой духовной спасительной жизни новых членов церковного народа.

Установление самого количества и содержания Паремий Великой Субботы, употребляемых нами, в древности утвердилось, как говорят знатоки, в практике константинопольской церковной общины; и сама богослужебная традиция этой греческой общины, воспринятая нами, свидетельствует о разделении этих Паремий по содержанию на три группы.

Первая группа. Так называемые «рядовые чтения» — чтения из Закона и Пророков (как выражалось еще ветхозаветное благочестие) — это первая Паремия, из книги Бытия, глава 1, стихи 1-13, о сотворении мира (чтение из «Закона»), — и вторая Паремия, из книги пророка Исайи, глава 60, стихи 1-16, начинающаяся словами «Светися, светися, новый Иерусалиме».

Вторая группа. Паремии, сугубо говорящие о сокровенной тайне самой Пасхи Христовой, — это третья (из книги Исход, излагающая откровение Божие к исходу из Египта); четвертая («Пророчество Ионино», о трехдневном пребывании Ионы во чреве кита и молитва Ионы); пятая (из книги Иисуса Навина о праздновании Пасхи и о пережитом Иисусом Навином Богоявлении у города Иерихон); шестая (из книги Исход о самом переходе через Чермное море); восьмая (из третьей книги Царств о воскрешении Илиею сына вдовы); десятая (из книги Бытия о жертвоприношении Авраамом сына Исаака) и двенадцатая (из четвертой книги Царств, о воскрешении Елисеем сына Сонамитянки).

Третья группа. Паремии, имеющие в виду в своем содержании сугубую мысль о тайне рождения к новой жизни, Паремии «крещальные» — отчасти вторая (из пророка Исайи о славе Иерусалима), седьмая (из пророка Софонии, о спасении благочестивых евреев и благочестивых бывших язычников), девятая (из Исайи, глава 61, стихи 10-11; глава 62, стихи 1-5, о духовном облике искупленных Мессией), одиннадцатая (из Исайи, глава 61, о конечном искуплении Мессией «сокрушенных сердцем»), тринадцатая (из Исайи, глава 63, о времени, когда будет «наречено Имя Божие в сопротивных Его» и о милости Божией к «ждущим милость»), четырнадцатая (из Иеремии, глава 31 об ожидаемом «Завете Новом») и, вероятно, пятнадцатая (из книги пророка Даниила, о трех отроках в «пещи огненной», — о чуде трех отроков как о «крещальном событии» говорил, например, святой Ефрем Сирин).

Такое разделение Паремий Великой Субботы по их таинственному содержанию подтверждают древние ранние греческие богослужебные уставы, назначавшие патриарху после шестой Паремии уходить в баптистерий; а несколько более поздние уставы имели в виду даже пропускать паремии с седьмой по четырнадцатую в тех случаях, если не было оглашенных, ожидавших крещения...


Такое «хорошо структурированное множество» Паремий Великой Субботы говорит о том заметном порядке, в который нам надо привести наши пасхальные чувства; между прочим, мы снова видим, как само пасхальное празднование Великой Субботы («Субботы света», как ее называли в древности некоторые церковные уставы) предлагает нам в наших верующих сердцах соединение тайны Пасхи и тайны Богоявления (особенно, может быть, чтобы не было в наших сердцах противоречия «рождественской» культуры Запада и «пасхальной» культуры Востока христианского мира), — коли крещальная тема так отчетливо присутствует в Паремиях Великой Субботы...

Протоиерей Леонтий Морозкин

 

> В начало страницы <


>