ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ
ГАЗЕТА "МИР
ПРАВОСЛАВИЯ"
№4 (85)
апрель 2005


САЙТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРИБАЛТИКЕ
Союз писателей России – Эстонское отделение
Объединение русских литераторов Эстонии
Международная литературная премия им. Ф.М. Достоевского
Премия имени Игоря Северянина
Русская община Эстонии
СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНО
На главную страницу
 



«Блаженны алчущие и жаждущие правды,
ибо они насытятся» (Мф. 5; 6)

(Окончание. Начало в предыдущих номерах)

Именно как благость Божия, руководящая ко спасению каждого применительно к его личности, и понимается Его Правда. Прп. Исаак Сирин отвергает обыденное представление о правосудности в применении к Богу: «Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах. Хотя Давид именует Его правосудным и справедливым, но Сын Его открыл нам, что паче Он благ и благостен. <...> Где же правосудие Божие? В том, что мы грешники, а Христос за нас умер?»

Правда Божия — это основа нравственной свободы человека, обусловливающей как необходимость оставления Богом грешника для его вразумления, свободного покаяния и возвращения на путь спасения, так и окончательное отвержение нераскаянного грешника. Если первое (временное оставление ради исцеления и спасения) является воспитательным в целях домостроительства Божия, то второе — следствие упорного и ожесточенного противления Духу Святому, когда «человек, в силу своего произволения, останется нечувствительным и неизлеченным, лучше же: неизлечимым, после того как Бог сделал все, клонящееся к его спасению. Тогда он предается на совершенную погибель, как Иуда» (прп. Иоанн Дамаскин).

Судящая Правда Божия, по словам свт. Феофана Затворника, вступает в силу тогда, когда благодать истощает все средства, ибо невозможно помилование тех, кто упорно противится Подателю милости. Свт. Григорий Нисский говорит, что «Божественный суд, следуя неподкупному и правдивому приговору, сообразно с нашим произволением уделяет каждому, что человек приобрел сам себе».

Но даже и окончательное отвержение нельзя рассматривать, как отчуждение Бога по отношению к ним. «Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13; 8). Можно с уверенностью сказать, что Божия любовь не только никогда, но и нигде не перестает, даже в аду. Бог не отчуждается от Своего творения, лучи Его любви достигают самых глубин адовых, но отчуждившееся, развратившееся против Его Правды существо не блаженствует, а мучается там от прикосновения чуждой и отвергнутой им при жизни Божественной Любви. «... Мучимые в геенне поражаются мечем любви! — говорит прп. Исаак Сирин. — И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение вящее всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна никому такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией. Любовь есть порождение ведения истины, которое (в чем всякий согласен) дается всем вообще. Но любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой. И вот, по моему рассуждению, геенское мучение есть раскаяние. Души же горних сынов любовь упоявает своими утехами».

Священник Игорь Прекуп

 


 
>