ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ
ГАЗЕТА "МИР
ПРАВОСЛАВИЯ"
№4 (85)
апрель 2005


САЙТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРИБАЛТИКЕ
Союз писателей России – Эстонское отделение
Объединение русских литераторов Эстонии
Международная литературная премия им. Ф.М. Достоевского
Премия имени Игоря Северянина
Русская община Эстонии
СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНО
На главную страницу
 



СЛАВА ВОСКРЕСЕНИЮ

Сомнение

11 Евангелий слышатся весь год за всенощными под Воскресенье. Это — Евангелия о Воскресении. На 11 частей Церковь разделила евангельское слово о том, что составляет сердце ее жизни, дыхание ее уст, начало ее веры.

Глубина Воскресных Евангелий неисчерпаема... И если от каждого зачерпнуть, малостью своего разумения, хотя бы по одной благовонной капле — дивишься любви Божьей, теряется все в смирении Божьем и славословишь бога за все.

1-е Евангелие
(Матф. Гл. 28, ст. 16-20)

Одиннадцать учеников идут, по слову воскресшего Учителя, в Галилею, чтобы опять Его увидеть. Приходят, видят, поклоняются... И опять сомнение проникает к ним. Не все, но — «некоторые усомнились».

Удивительно живуче в душе человека сомнение. Оно не считается ни с чем, оно имеет свои законы — законы раздробленной грехом, не имеющей непосредственного знания бытия души человеческой. Подлинное знание всего — потеряно человеком, ибо потеряна целость души. Грех разбил душу, это ясное зеркало совершенств Божьих. Познание Истины верою есть воссоздание первого всеобъемлющего знания. Вера есть воссоздание души человека и ее высшего знания. Но разбитая душа, привыкшая постигать все по малым кусочкам, питаться крошками — относится болезненно к требованию отречения от низшей жизни человеческого так называемого «разумного» знания во имя высшей жизни — веры Христовой. А надо — по плану Божьему, — чтоб человек отрекся от себя, от своей низшей жизни (которая в нем лишь как следствие грехопадения), и принял бы свободно новый порядок мира, устанавливаемый Евангелием. Фундамент этого нового высшего порядка жизни есть вера, которая дает человеку то высшее знание, которое тщетно ищет человек своим ветхим умом, «всегда учащимся и никогда не могущим дойти до познания истины» (2 Посл. к Тимоф. Гл. 3, ст. 7).

Апостолы не верят... Апостолы сомневаются... После всего! Сомневаются — уже поверив всему, уже все оставив, уже совершив путь в Галилею. Вот она — природа первородного греха в душе человека, колебание и страдание отделенной от Бога человеческой души, изгнанной из Рая!

Воскресные Евангелия говорят не только о великой вере, но и о великом сомнении человека. Апостольская вера — глубина веры, апостольское сомнение — вершина сомнения. И то, и другое уже было в человечестве пред лицом распятого и воскресшего Бога. Пройдено сейчас и то, и другое. И как мала и слаба бывает часто наша вера, так жалко и ничтожно, уже всегда, наше сомнение. Апостолы в сомнениях своих искупили нас от сомнений. Христос воскрес и в будущем воскресении мира прославит всех, кто поверит, что это не только было возможно, но что иначе и быть не могло.

Сейчас, видя окружающую нас внешнюю жизнь мира и слыша над этой жизнью Евангелие о Воскресении Христовом, безумно и немыслимо не верить Воскресению. Что такое мир — без Воскресения Христова! Бессмысленная и жалкая паутина тупого страдания и умирания в холодном пространстве. Никакой бред человеческого неверия и сомнения не имеет силы привести нас к вере в пустое небо и в мимолетную землю. Мироздание без евангельского смысла есть открытая бездна небытия.

Не верить в Воскресение Христово — невозможно. Оно есть воссоздание всего отпавшего, возвращение блудного человечества в дом Мира и радости Отца Вселенной. Какое блаженство в исповедании этой веры, блаженство, которого быть бы не могло, если бы вера эта не была утверждением истины.

Архимандрит Иоанн (Шаховской). Мюнхен.
Издание Православного детского дома
«Милосердный самарянин», 1932 г.

 

> В начало страницы <

 


 
>