ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ
ГАЗЕТА "МИР
ПРАВОСЛАВИЯ"
№5 (86)
май 2005


САЙТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРИБАЛТИКЕ
Союз писателей России – Эстонское отделение
Объединение русских литераторов Эстонии
Международная литературная премия им. Ф.М. Достоевского
Премия имени Игоря Северянина
Русская община Эстонии
СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНО
На главную страницу
 



Три многозначительные темы

Церковная культура необыкновенно многогранна и многообразна. Эти многие грани и образы открываются новым церковным людям часто не сразу, но с течением времени. Полезными могут быть возможные обобщения церковных понятий об основных закономерностях правильной и плодотворной духовной жизни, обобщения в некоторых важнейших многосодержательных темах.

Двунадесятые церковные праздники всегда называют такие важные темы. В числе таких праздников есть и праздник Вознесения Господня, предлагающий некоторые важнейшие обобщения, «научающие нас на всю истину» (как напоминает вознесенское богослужение). Специальное Поучение (так называемый «Синаксарий») этого богослужения направляет нас к таким темам тогда, когда напоминает, что Господь прежде Своих страстей обещал пришествие Святого Духа и говорил о том, что таковой Дух (пришедший через десять дней после Вознесения, в день Пятидесятницы) преодолеет некое человеческое неразумие и «научит нас на всю истину». Евангелие от Иоанна в шестнадцатой главе, где повествуется об этом обещании Спасителя, в стихах с шестого по одиннадцатый называет три темы, уяснение которых снимает некое существенное преткновение в восприятии человеком жизни: «Когда Дух придет, то обличит мир о ГРЕХЕ, о ПРАВДЕ и о СУДЕ». Внутренняя логика этой мысли Спасителя (как обыкновенно понимают ее церковные толкования) называет тему греха, тему правды и тему суда некими ключевыми темами, правильное уяснение которых обеспечивает успешное плодотворное усвоение всей тайны человеческой жизни. На этих трех темах полезно специально остановить свое внимание и современным людям — в этом может состояться одно из важнейших «методических указаний» при изучении основ церковной культуры. В понимании этих трех тем современный человек бывает особенно несовершенен, особенно заметно уклонившись от их правильного понимания за многие последние поколения «прогресса и процветания».

Утраты нашего народа в понимании ГРЕХА чрезвычайны. Ведь грех это не есть по самой своей сути только «преступление против самого себя», или «против коллектива», или «против партии», или «против логики»... Грех — нарушение воли Божией; такое «действие или бездействие», «слово, или дело, или помышление», которое удаляет человека от Бога, которое подрывает тем самым в человеке духовные и физические силы... Если грех остается неузнанным, если человек не боится греха, то у человека «нет будущего» в том смысле, что ему угрожает вечное отчуждение от Бога, вечная смерть. В то же время, сколько бы человек ни старался «быть хорошим», ему невозможно своими силами упразднить свою удоборасположенность ко греху; а вечное успокоение и примирение с Богом возможно лишь по причине милосердия Божия. Понятие о грехе имеет в виду и понятие об «искушениях», то есть о таких обстоятельствах (которые современный человек часто рекламирует, к которым настойчиво устремляется), в которых человеку вероятно согрешить и даже утратить веру в Бога. Понятие о грехе немыслимо без понятия о вере в Бога...

Особенно ощутимы среди нас в последние годы утраты в понимании темы ПРАВДЫ. Когда «отменена» была правда недавнего уже разрушенного общества, тогда у многих угас сам трепет в отношении ПРАВДЫ и ИСТИНЫ. Люди, лишенные трепетного отношения к правде, оказались не способными не только к религиозной жизни, но даже к самому элементарному противлению самому очевидному злу. Многие люди пытаются жить без всякой правды, но результат бывает самым ужасным. Чрезвычайным несчастьем сделалось и «понижение эталона правды», когда ПРАВДУ заменяет какая-либо сугубо этическая идея... Между тем еще пророки Ветхого завета говорили о том, что человек, не жаждущий высочайшей правды, не может сделаться действительно любящим Бога. Если человек отказывается от Бога, то «к правде святой мир дорогу найти не сумеет»...

И, наконец, тема СУДА. Это одна из самых сложных для современных людей священных тем. Быть готовым нести нелицеприятное и часто тяжкое наказание Божие — это приобретение искренне верующего сердца. Божий суд «недоступен звону злата»; и в то же время человеку, покорному Божественным приговорам, открываются таинственные врата успокоения, и прощения, и радости...

Протоиерей Леонтий Морозкин

 

> В начало страницы <


>