ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ
ГАЗЕТА "МИР
ПРАВОСЛАВИЯ"
№9 (78)
сентябрь 2004


САЙТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРИБАЛТИКЕ
Союз писателей России – Эстонское отделение
Объединение русских литераторов Эстонии
Международная литературная премия им. Ф.М. Достоевского
Премия имени Игоря Северянина
Русская община Эстонии
СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНО
На главную страницу
 



Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся, на нем же Христос царь славы волею руце распростер

«Крест Господень услаждает горести и все бедствия и искушения верующих», — песнословит Святая Церковь. Итак, ничего не может быть приличнее в этот раз, как беседовать о Кресте, который Христова Церковь предлагает нам для поклонения.

Все мы более или менее подвергаемся бедствиям в этой жизни и имеем нужду в утешении. Утешение человеческое, к которому прибегаем в наших горестях, всегда слабо, ненадежно и неполно. Ибо наши утешители — такие же люди, как и мы, сами подобно нам имеющие нужду в помощи других. Один Крест Господень всегда всем и во всех несчастиях может подать истинное утешение и верную отраду.

Но от чего происходят наши скорби?

Чаще всего людские страдания вызывают телесные недуги. Болезни, как неотступный враг, досаждают человеку, лишают его прирожденной красоты, лишают покоя, пугают неизлечимостью и смертью.

Но пусть больной обратит свой взор на Крест. Кого мы видим на нем? Мы видим Господа нашего, всего изъязвленного, покрытого ранами от ног до головы и претерпевшего всевозможные телесные страдания, чтобы возвратить страждущему нашему телу не только здоровье и естественную красоту, но и даровать ему славное бессмертие.

Криклива скорбь у человека о недостатках в этой жизни. Плачет мать, когда видит, что голодны или худо одеты ее дети, горюет отец, не имея возможности избавить свою семью от житейских лишений. Да, скорбь человека в борьбе с бедностью очень плаксива и голосиста. Но безотраднее всего то, что в нашем опошлившемся так называемом «свете» чужое горе безответно и редки люди, готовые явиться на помощь бедности. Зато всем нуждающимся и обремененным не запрещен доступ к подножию Креста.

Холодные, голодные, бесприютные, станьте пред Распятием Спасителя! Он во всю Свою жизнь не имел где приклонить главу (Мф. 8, 20) и, наконец, приклонил ее на позорном Кресте. С Него буйная толпа сняла на Голгофе последнюю одежду. Ему, жаждущему, пожалели дать воды, а с озлобленной насмешкой над умирающим подали горькую желчь и кислый оцет. Он страдал и умирал, всеми покинутый, совсем беспомощный. Для чего же были эти Страсти? Да для того, чтобы Его страданиями утешались все несчастные, все нищие духом и телом, которым посредством Креста возвращается вечное, истинное сокровище!

В наш самолюбивый век есть еще одно досадное горе — это обидчивость. Люди в суете гонятся за почестями и славой; всем хочется стать повиднее, повыше. Ловкие, смелые люди без особого смущения взбираются ввысь и оттуда с презрением смотрят вниз. И чтобы не было восхода на гору другим, люди с высоты готовы иногда у людей, стоящих под горой, отнять даже честное имя их. Но и под горой, и в пропастях земных есть животворящее чудное древо Креста, которое возвращает всем гонимым за правду вечную славу. Утешьтесь: наш Спаситель не имел ни вида, ни доброты; вид Его презрен и умален пред людьми (Ис. 53, 3). Он вразумлял грешников — Его называли пьяницей; Он исцелял больных и учил людей правде — Его называли лукавым. «Бес в Тебе», — (ин. 8, 52), кивая на Него головой, говорили самолюбцы, стоявшие высоко.

Еще горе в этом мире — измена или переменчивость друзей. Когда мы богаты, славны, у нас нет недостатка в приятелях, готовых разделить наше счастье. Но вот посетило нас бедствие — и друзья с каждым днем редеют. Какой вдове, каким сиротам, каким обедневшим людям не известен этот убийственный покровительственный тон прежних друзей, сухая беседа и горделивый поклон старых знакомых? Между тем в это-то время мы и нуждаемся в друзьях, в их беседах, в их утешении.

Эта переменчивость — тяжелое горе. Однако и у весьма позабытых, у всех сирот и вдов, у всех беспомощных и одиноких есть друг неизменный — это Господь наш Иисус Христос. Взгляните, покинутые друзьями, на Господень Крест: вы увидите Спасителя, положившего душу свою за друзей своих (Ин. 15, 13).

Еще одно сильное горе слышится в этом мире. Вот горе женщины — у нее умер милый муж; вот горе детей — у них смерть отняла отца. У одной отняла брата, опору и защиту; у другой — сестру-друга. Жалоба на смерть — со всех сторон. Отняла смерть и схоронила милых людей в могилу — отняла и превратила в прах. «Не надо нам богатства, не надо нам почестей, — говорят горюющие, — воротите нам наших друзей!» Просьба неисполнимая. Но все, испытавшие утраты незаменимые, станьте ближе к Кресту. На этом древе Христос пострадал, чтобы воскресить людей и навеки соединить короткое время.

Вот уже пять разрядов человеческой скорби нашли мы, но их не пять, а миллионы. Зло в воздухе, зло повсюду, зло несчетно. Остановлюсь еще на одной чистой скорби. Это страдания души при воспоминании своих явных и тайных грехов. Совесть, как тяжелый молот, ударяет по нашим чувствам. Ужас охватывает грешника: «Что я сделал! Что мне за это будет?»

Успокойся, кающийся грешник, у подножия животворящего Креста. На Кресте изображено совершенное прощение всех грехов кающемуся; изображено на этом же Кресте и дарование оправдания всем христианам, уповающим на Господа. Приступим же, братья, к животворящему Кресту и облобызаем его с верой и любовью! В нем наша отрада.

Крестом мы крестились в купели, крест у православного христианина на груди, крест у нас и на могиле. В нем наша отрада и упование.

Протоиерей Валентин Амфитеатров
«Ионинский листок» № 11 (2004), г.Киев.

> В начало страницы <

 
>