Сайт издательства TARBEINFO – РУССКИЙ ТЕЛЕГРАФ
Ежемесячная газета "Мир Православия" №9 2005
> в документ <  вернуться  > в меню <

ЦЕРКОВЬ И НАУКА

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский, исповедник, доктор медицинских наук

 

27 апреля 1877 года в г. Керчи у Феликса и Марии Войно-Ясенецких родился сын, нареченный Валентином. Мальчик рос в атмосфере христианской любви и послушания. Уже на склоне лет в 1959 году архиепископ Лука писал: «Глубоко религиозным я был с самого детства, и вера моя не только не уменьшилась... по мере приближения глубокой старости (мне скоро будет 82), а все более усугублялась».

Строгое домашнее, религиозное и гимназическое воспитание привило Валентину с детства глубокое чувство ответственности перед Богом за все свои поступки и деяния. От матери мальчик приобрел сильную волю и властный характер, а от отца — благочестие. Он сам вспоминает: «Если можно говорить о наследственной религиозности, то, вероятно, я унаследовал ее главным образом от очень благочестивого отца... Отец был человеком удивительно чистой души, ни в ком не видел ничего дурного, всем доверял...»

После окончания гимназии и художественной школы для Валентина не стоял вопрос: «Кем быть?» Он стал готовиться к экзаменам в Петербургскую академию художеств. «Я не вправе заниматься тем, чем мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей». Это юношеское решение, освященное глубокой верой в Бога, святитель Лука не отменил до конца своих дней. Далось оно нелегко. Уже во время вступительных экзаменов в Академию художеств в результате тяжелых раздумий и душевных мук Валентин меняет планы. Но на медицинском факультете все места были уже заполнены, и Валентин по примеру братьев поступил на юридический.

В 1898 году он поступает на медицинский факультет. Учеба полностью соответствовала «...моим стремлениям быть полезным для крестьян, так плохо обеспеченных медицинской помощью». Учился Валентин на одни пятерки и резко выделялся среди студентов превосходно выполненными операциями: «Из неудавшегося художника я стал художником в хирургии». Он поставил высокую благородную цель — служить людям, — когда ему было только восемнадцать лет, и полностью реализовал себя в достижении этой цели.

Сразу же после окончания университета он стал «мужицким врачом». Но в госпитале Киевского Красного Креста в 1904 году врачевал он мужиков, одетых в форму солдат русской армии. Шла война с Японией... Уже в первые месяцы практической работы проявился его твердый, волевой характер и высокий профессионализм: «... не имея специальной подготовки по хирургии, стал сразу делать крупные ответственные операции на костях, суставах, на черепе. Результаты работы были вполне хорошими...»

Во время и после операций Валентину часто помогала сестра милосердия Анна Васильевна Ланская. «Она покорила меня не столько своей красотой, сколько исключительной добротой и кротостью характера». После женитьбы молодая чета переехала в Симбирскую губернию, где Валентин поступил земским врачом в Ардатовское земство. Через несколько месяцев он получил пост главного врача в маленькой сельской больнице на 10 коек в селе Верхний Любаж Фатежского района Курской губернии. «Чрезмерная слава сделала мое положение в Любаже невыносимым. Мне приходилось принимать амбулаторных больных, приезжавших во множестве, и оперировать в больнице с девяти часов утра до вечера, разъезжать по довольно большому участку и по ночам исследовать под микроскопом вырезанное при операции, делать рисунки микроскопических препаратов для своих статей, и скоро не стало хватать для огромной работы и моих молодых сил», — вспоминает святитель Лука.

Жила молодая семья счастливо. Это давало силы Валентину и на научную работу. Здесь он подготовил первые две статьи с описанием редких медицинских случаев. Здесь же, в Любаже, родились два первенца: Михаил — в 1907 году и Елена — в 1908 году. Из-за конфликта с земским председателем Валентину пришлось уехать в 1909 году из Фатежа в Москву, где он поступил экстерном сначала в клинику профессора Дьяконова, а потом — в Институт топографической анатомии и оперативной хирургии. Из Любажа молодой земский врач привез в Москву готовую тему докторской диссертации: методы регионарной анестезии. Однако материальные затруднения, связанные с проживанием и обеспечением семьи из четырех человек, вынудили Валентина прервать научную работу и уехать в село Романовку Балашовского уезда Саратовской губернии. Здесь он в 1910 году принял больницу на 25 коек. В Романовке родился сын Алексей. Жена Анна, полностью занятая детьми и домом, тем не менее помогала мужу в подготовке отчетов и первой книги. В 1911 году Валентин получил предложение занять пост главного врача и хирурга уездной больницы на 50 коек в Переславле-Залесском Московской губернии. В 1914 году родился младший сын Валентин, а на следующий год в Петербурге вышла первая книга В.Ф.Войно-Ясенецкого «Регионарная анестезия», которую он представил и защитил в качестве докторской диссертации в 1916 году в Москве.

За десять с небольшим лет, прошедших после окончания медицинского факультета, молодой хирург накопил огромный опыт, появилась потребность не только совершенствоваться самому, но и делиться своими знаниями и умением с другими. Валентин Феликсович обобщил свой хирургический опыт, накопленный в Чите, Любаже, Романовке, Переславле-Залесском, в специальной книге «Очерки гнойной хирургии». И когда он написал введение, Глас Божий предсказал ему поворотный момент в его судьбе.

Семнадцатый год стал трагическим как для всего русского народа, так и для семьи Войно-Ясенецких — у Анны Васильевны проявились признаки туберкулеза легких. Необходимо было срочно менять климат, и Валентин принял приглашение возглавить большую городскую больницу в Ташкенте. Больных было много, и их поток возрастал из месяца в месяц: разгоралась гражданская война.

В октябре 1919 года по ложному доносу служителя больничного морга Валентин Феликсович был арестован и едва не расстрелян. Арест вызвал шок у тяжело больной жены, которая через несколько дней скончалась в возрасте 38 лет, оставив на руках мужа четырех малолетних детей. Смерть жены будущий святитель воспринял как наказание Божие: в юности Анна дала Богу обет безбрачия, и Валентин знал об этом.

По велению Всевышнего Валентин Феликсович «неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» (Пс. 112, 9). Речь идет о бездетной операционной сестре Софье Сергеевне Велицкой, которая дала согласие быть приемной матерью детям, но без супружеских отношений с главой семьи. Уговор этот всегда свято сохранялся.

В 1918 году началось открытое гонение на Русскую Православную Церковь. Массовые гонения и истребление верующих, расстрелы епископов, разрушение и разграбление церквей продолжались все последующие годы. Эти события Валентин Феликсович воспринял как личную трагедию, поэтому встал на защиту Матери-Церкви. Валентин принял предложение епископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия: «Доктор, вам надо быть священником». Он дал согласие, и «через неделю после посвящения во диакона, в праздник Сретения Господня 1921 года, я был рукоположен во иерея». В мае 1923 года ссыльный епископ Уфимский Андрей тайно постриг Валентина Феликсовича в монахи с именем Луки.

31 мая 1923 года иеромонах Лука был рукоположен во епископа Ташкентского и Туркестанского. А в июне 1923 года епископ Лука был арестован сотрудниками ГПУ.

По обвинению «в связях с оренбургскими казаками и в шпионаже в пользу англичан через турецкую границу» святителя как политического преступника направили в Москву, сначала в Бутырскую, а потом в Таганскую тюрьму. После долгого следствия мерой наказания определили ссылку в город Енисейск Красноярского края. Туда его отправили в начале зимы 1923 года. Из Енисейска уже местные власти переправляют ссыльного в еще более глухой край — в Туруханск. Прожил там святитель меньше года. Ссылку в Архангельск сам владыка считал весьма легкой. Она закончилась в ноябре 1933 года.

Вернувшись в Ташкент, он не смог найти работы. Место врача в районной больнице ему дали в небольшом среднеазиатском городке Андижан. Осенью 1934 года выходят его «Очерки гнойной хирургии», ставшие настольной книгой для нескольких поколений хирургов. В 1935-1936 годах епископ работает в Ташкенте в Институте неотложной помощи.

24 июля 1937 года В.Ф.Войно-Ясенецкого обвинили в шпионаже в пользу иностранной разведки. После многомесячных пыток и издевательств епископа осудили и отправили в пятилетнюю ссылку в Красноярский край. Когда грянула Великая Отечественная война, ссыльный хирург пишет Сталину прошение разрешить ему работать в ссылке по специальности на благо спасения Отечества. Его назначают главным хирургом эвакогоспиталя. Два года он с полной отдачей сам лечил. Ссылка закончилась в 1943 году. Святителя сразу же назначают епископом Тамбовской епархии, где он в течение двух лет одновременно работал хирургом в госпиталях и служил в церкви. Беззаветное служение Господу Богу и русскому народу было отмечено: «Священный Синод при Местоблюстителе Патриаршего престола митрополите Сергии приравнял мое лечение раненых к доблестному архиерейскому служению и возвел меня в сан архиепископа». В феврале 1945 года архиепископ Лука был награжден Патриархом Алексием I с правом ношения на клобуке бриллиантового креста. А советская власть присудила Сталинскую премию 1946 года первой степени за опубликованные труды «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных ранениях больных суставов» с очень большим денежным вознаграждением. Его он полностью пожертвовал сиротам и вдовам воинов, павших в Отечественной войне. В конце войны его наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» В эти же годы (1945-1947) святитель пишет богословский труд «Дух, душа и тело», который был издан только в 1992 году.

В связи с назначением архиепископом Симферопольским и Крымским владыка

26 мая 1946 года переезжает в Симферополь. После войны епархия был в полном упадке, и архиепископ все силы отдавал приведению в порядок и устройству церковных дел. Здоровье владыки ухудшилось. Сказались одиннадцать лет мучений, пыток, тюрем, лагерей, ссылок. В 1948 году он ослеп. Тем не менее продолжал архиерейскую службу, выступал с проповедями перед прихожанами и настолько точно исполнял все детали службы, что никто не мог догадаться о слепоте пастыря.

11 июня 1961 года, в день Всех Святых, в земле Российской просиявших, архиепископ Лука скончался. Его похоронили на маленьком церковном кладбище при Всехсвятском храме Симферополя, куда ежедневно в течение 35 лет приезжали и приходили родственники и православные странники, больные, ищущие исцеления. И каждый получал искомое. Архипастырь и после смерти своей Святым Духом продолжал исцелять людей. Об этом собраны многочисленные устные и письменные свидетельства исцеленных. После причисления архиепископа Симферопольского и Крымского Луки к лику святых Православной Церкви (22 ноября 1995 года) его мощи были перенесены в кафедральный Свято-Троицкий собор 17-20 марта 1996 года.

В крестном ходе от могилы до кафедрального собора участвовало около 40 тысяч человек.

В Симферопольской и Крымской епархиях торжество прославления святителя Крымского Луки состоялось 24-25 мая 1996 года.

«Таврида Православная»,
№14 (144), июль 2005 г

 

> в документ <  вернуться  > в меню <