СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ
ЭСТОНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

 

САЙТ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРИБАЛТИКЕ
Союз писателей России – Эстонское отделение
Объединение русских литераторов Эстонии
Международная литературная премия им. Ф.М. Достоевского
Премия имени Игоря Северянина
Русская община Эстонии
СОВЕРШЕННО НЕСЕКРЕТНО
На главную страницу


> Версия для печати <

> Конференция <

Русская литература и соотечественники зарубежья

 

Под таким названием состоялся очередной пленум Союза писателей России с 21 по 26 октября. Открытие и завершение авторитетного форума главной российской писательской организации состоялись в Москве, но основная часть работы пришлась на ...выезд почти всем составом пленума за рубеж, а точнее, в Приднестровскую Молдавскую Республику (ПНР), которая нынешней осенью отпраздновала 10-летний юбилей со дня основания. Эта выездная сессия особенно примечательна в контексте главной темы форума, посвященной российским соотечественникам за рубежом.


Отлучение от языка есть отлучение от истории

"Русский народ нынче разделяют многие версты. Если после событий 1917 года за рубежом оказалось несколько миллионов соотечественников, то сейчас их численность достигает 25 миллионов человек. Вот такая великая катастрофа постигла Россию. Мы, писатели Отечества, берем на себя великую ответственность соединять русских людей единым духовным и языковым пространством", такое мнение высказал на открытии пленума председатель СП России, заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора, профессор Валерий Николаевич Ганичев, недавно награжденный Всероссийской литературной премией имени С.Т.Аксакова. Кстати, если эту престижную награду ему торжественно вручил президент Башкирии Муртаза Рахимов в Уфе на сентябрьских Аксаковских днях, то в дни пленума Ганичев был удостоен Пушкинской медали за огромную работу по восстановлению писательской организации России. "Активное участие в работе пленума принимают как представители всех основных городов и регионов России, так и русских писательских объединений за границей, в том числе и Эстонского отделения Союза писателей России. Не сохранив великого русского слова, мы не только не сохраним народа, но и нанесем непоправимый ущерб всей мировой культуре", отметил В.Н.Ганичев.

Отлучение от родного языка есть отлучение от собственной истории, духовности и будущего, подчеркнул в своем емком выступлении директор Пушкинского дома, член-корреспондент Академии Наук России и секретарь СП России Николай Николаевич Скатов. Именно он написал открытое письмо в адрес президента В.В.Путина о необходимости защиты и поддержки русского языка и литературы, предложив создать Всероссийское Пушкинское движение "Русское слово" под патронажем правительства и главы российского государства, которое легло в основу отдельного постановления пленума. Особое внимание писатели уделили также подготовке к празднованию в будущем году 200-летия со дня рождения Тютчева и к самому широкому, всеохватывающему празднованию в 2001-2003 годах наполненную великим духовно-историческим смыслом дату 300-летнего юбилея со дня основания Санкт-Петербурга. Это событие станет, пожалуй, важнейшим духовным праздником на предстоящие три года. По всей стране предполагается провести серии литературных встреч, выставок, вечеров, концертов, посвященных замечательному городу на Неве. Будут организованы фестивали, выпуски специальных номеров газет и журналов, учреждаться премии, мемориалы, возобновлены усилия по возведению "Пушкинской часовни" в Санкт-Петербурге.

Вряд ли кто-нибудь станет спорить, что земля держится на труде человека, лелеющем ее, на тех, кто всеми помыслами и средствами, жизнью самой служит земле и духу или кто просто копейкой помогает строить библиотеки, школы, храмы. Оттого писатели России и русского зарубежья без колебаний поддержали предложение В.Н.Ганичева посвятить очередную соборную встречу Всемирного Русского Народного Собора, который возглавляет Патриарх Московский и всея Руси Алексий, трудоемкой, но очень благодарной теме "Добрые люди России: созидатели, подвижники, милостивцы, благотворители". Собрать информацию об этих людях, творящих добро, подготовить о них очерки, рассказы, поэтические подборки, содействовать публикации материалов о них в литературно-публицистических журналах, в прессе и предстоит сейчас, в преддверии соборной встречи.

Земля и люди, как тема социально-политическая, тоже представила самый живой интерес для пленума писателей, перед которым ярко и убедительно выступил российский парламентарий, лидер депутатской Аграрно-промышленной группы в Госдуме РФ, сибиряк из Новосибирска Николай Михайлович Харитонов. Многие писатели поставили свои подписи под заявлением с требованием отказаться от планов превращения земли в предмет торговых спекуляций и в защиту гарантий прав для тружеников села.


Где найти деньги на культуру в зарубежье?

В числе гостей пленума писательская общественность внимательно выслушала небольшой доклад председателя Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Госдумы России Бориса Николаевича Пастухова, который, кстати, в недавнем прошлом трудился на посту заместителя министра иностранных дел, курируя именно вопросы, связанные с ближним зарубежьем страны. Гарантированное будущее для русского языка, литературы, живого слова, в том числе, сохранение и развитие в системах школьного и вузовского преподавания является базовой ценностью, особо отметил выступивший. Стремление же людей в бывших советских республиках быть ближе к России продолжает заметно нарастать, и это отражается, прежде всего, в усиливающейся ностальгии людей к культуре и духовности великой страны, сказал Б.Н.Пастухов, по долгу своей деятельности наиболее тесно соприкасающийся с проблематикой соотечественников российского зарубежья. Однако же, ностальгия – явление из ряда душевных переживаний, а насущные потребности соотечественников остается предметом конкретной политики. Увы, эксплуатация России и ее экономических ресурсов без учета интересов российского рассеяния продолжается до сих. На какие только уговоры и посулы не пускаются бизнесмены и поддерживающие их интересы круги в странах той же Прибалтики в надежде на сохранение и даже увеличение своих итак немалых прибылей. Примечательно прозвучала по этому поводу реплика Б.Н.Пастухова, высказанная им в качестве частной иллюстрации, дескать, на уговоры "открыть кран" со стороны бизнесменов нефтяного транзита из крупнейшего латвийского порта Вентспилса Россия все больше склоняется давать конкретный ответ: получите порцию нефти, но только в обмен, например, на полное медицинское обслуживание 3 тысяч ветеранов Великой Отечественной войны, включая медикаменты и больничное содержание! Видимо, в российских коридорах власти подобный подход начинает крепнуть. Выступление представителя главной структуры, занимающейся проблематикой соотечественников в законодательном органе России, прозвучало в полный унисон с докладом автора этой статьи. Действительно, давно пора прекратить практику попрошайничества со стороны ходоков из ближнего российского зарубежья, регулярно наезжающих в Москву. До революции в России существовала практика "десятины" – каждый православный, от сапожника до магната, обязан был десятую часть своей чистой прибыли передавать Церкви. История учит нас мудрости. В наши дни истерзанная и обнищавшая Россия, в принципе, не должна бы давать деньги соотечественникам на духовно-культурные и иные нужды. Эти средства (хотя бы десятую часть прибыли!) должны выделять на регулярной основе все зарубежные фирмы, зарабатывающие на партнерстве с Россией и с ее коммерческими структурами. Десятая часть чистой прибыли одних только нефтетранзитных фирм Эстонии – это десятки миллионов крон, которых с избытком хватило бы для достойного содержания русских школ и вузов, учреждений культуры, Православной Церкви, периодических изданий, русской литературы, политических и общественных структур русского населения и всего того, что называется сохранением условий воспроизводства духовно-интеллектуальной элиты и воспроизводства самой культуры в стране пребывания российских соотечественников. Но попробуйте, однако же, выпросить у наших бизнесменов Эстонии или иной страны зарубежья хоть грош на общее дело! За редчайшим исключением слышится вежливый, но решительный отказ. Таким "отказникам" необходимо, в свою очередь, самым решительным образом отказывать в партнерских коммерческих связях с Россией, закрепив это законодательным путем. Как это выполнить – дело правовой техники, но коммерсанты, например, в той же Эстонии, должны будут знать: "десятина" от их прибыли, перечисляемая регулярно по соответствующим программам, на нужды российских соотечественников должна восприниматься как безусловное условие их бизнеса на российском векторе. Именно таким коренным образом можно поменять ситуацию – соотечественники должны помогать России, а не выпрашивать у нее нищенскую копейку. Представьте себе, что десятая часть от прибыли одной эстонской транзитной фирмы составляет свыше двадцати миллионов крон в год. Только на несколько подобных компаний сумма составила бы в сотни миллионов! Да если бы эти деньги ежегодно переводить на программу ремонта и компьютеризации русских школ, то очень скоро наши учителя и ребята перестали бы чувствовать себя нищими париями по отношению к относительно благополучным эстонским школам да и о ни каком закрытии русских школ вряд ли кто посмел бы помыслить. Вот к чему нужно вести дело, которое, кстати, практикуется во всем нормальном (sic!) мире. Бизнесменам же, безотносительно к их национальному происхождению, коммерческая сфера деятельности которых связана с Россией, стоит прислушаться к этому совету во имя сохранения этой самой сферы. Десятая часть от прибылей – сумма, не ахти, какая большая плата за гарантии своим заработкам. Ежели кому из деловых людей не захочется этого делать, то и рассчитывать на коммерцию с Россией не следует. Как говорится, вольному – воля.

Пока этот вопрос не решится в законодательном порядке в российской Госдуме, Россия же будет вынуждена выслушивать мольбы о помощи, отрывать крохи из своих крох, а сытые господа в ближнем зарубежье будут дальше добреть на торговле с этой самой Россией и изредка, при хорошем настроении, бросать микроскопические крошки с барского стола просителям, страждущим поддержать буквально на глазах угасающую русскую культуру и ее носителей за рубежом.


Приднестровский феномен

Главная часть работы пленума писателей России пришлась на выездную сессию в Приднестровской Молдавской Республике, поразившей своей вольностью жизни, энтузиазмом и решимостью отстаивать завоеванные кровью свободу и независимость. Десять лет назад около 600 жизней унесла необъявленная война на берегах древнего Днестра, когда шовинистически настроенные "румынизаторы" Молдавии расстреливали из пулеметов и пушек защитников человеческого права на собственное достоинство. "Открытой борьбой против националистического мракобесия", назвал в ухоженном и представительном зале "Дворца Республики" это стояние за правду нынешний президент ПМР, доктор экономических наук Игорь Николаевич Смирнов, день рождения которого, случилось так, совпал с первым днем "приднестровского" этапа пленума. Этот человек знает, о чем говорит, ибо ему пришлось в начале 90-х годов на себе испытать "прелесть" кишиневских застенков. За дни, проведенные в этой стране (именно в стране, имеющей все признаки настоящей, а не театральной государственности, включая собственную валюту, парламент, границы и собственную армию), не покидало ощущение свободы. Три государственных языка равно и бесконфликтно соседствуют рядом – молдавский, русский, украинский. Сказать о живущих здесь людях – население, было бы совершенно неуместно. Более точное, даже с точки зрения, если хотите, нутряного ощущения, определение для жителей Приднестровья: народ (!) ПМР. Именно это слово использовал председатель Верховного Совета страны молдованин Г.Маракуца. На проверку выяснилось, что ничего не приукрасил этим словом руководитель парламента. В Тирасполе на вопрос "о народе" из уст случайного прохожего по имени Григор прозвучал ответ: "Живем душа в душу. Здесь моя родина. А выбор мой в пользу Приднестровья состоялся потому, что хотел и хочу оставаться достойным молдованиным, нежели обрумыненным бессарабцем". В этих словах прозвучало не только мнение простого человека о своей теперешней жизни, но и вывод о произошедшем в недавнем кровопролитном прошлом, об отношении к тому, что сделал в 1992 году в погромном запале официальный Кишинев. Как оказалось, молдован в борьбе за свободу Приднестровья погибло не меньше, чем русских или украинцев. Две трети этих беззаветных борцов нашла смерть в небольшом старинном городке Бендеры, что недалеко от столицы – Тирасполя. Так случилось, что после короткой беседы с прохожим на улице делегация писателей подошла к Мемориалу славы войнам Великой Отечественной войны. Отсюда, почти в центре города от установленного на вечную стоянку легендарного танка Т-34, вдали виднеется огромный памятник великому русскому полководцу Суворову, военная слава которого живьем пребывала в здешних местах. Его даже дети называют символом Приднестровья. Еще дальше, за скульптурным изображением непобедимого генералиссимуса, гордо восседающим на скачущем коне, высятся золотеющие купола православного собора, совсем недавно возведенного здесь. Так, на одной нити, на одной невидимой струне сквозь глазом видимое пространство в километра два, оказались эти вехи славы – мемориал, полководец-защитник и храм веры православной или, иначе, правильно славимой, ибо именно от этих слов образуется словосочетание "православие". Удивительно, как мог возникнуть такой великолепный храм на этой земле, именуемой порой "островком былой советской власти"? Но в том-то, видимо, и состоит секрет, что люди здесь живущие сумели сохранить то хорошее из прошлого, что в других частях некогда огромной страны было бездумно уничтожено. После революции начала века сметались с лица земли храмы, после "советов" на излете столетия – отлаженная система социальной защиты.

Симптоматичной стала встреча с епископом Тираспольским и Дубоссарским Юстианом. "Православие именуют религией книги. Главная же книга среди остальных – Библия. Уважительное отношение к печатному слову у нашего народа древнее. Писатели – прежде всего работники духа... В наше многотрудное время хотелось увидеть ваше внимание не только к бичеванию грехов, но к доброму началу, будучи к народу любвеобильными, а к себе самокритичными", обратился архиерей к мастерам пера России. Надо отметить в этой связи, что доброе слово явно превалирует в словесном обиходе жителей нынешнего Приднестровья. Это было въяве ощутимо при общении с руководителями республики или города Бендеры Томом Зеновичем и Павлом Дибровым, с преподавателями и учениками бендерчанской Пушкинской гимназии, с тамошними литераторами из писательской организации Приднестровья, с простыми горожанами на встрече в местной библиотеке. Подумалось при посещении этого старинного города, вынесшего основные тяготы войны за независимость, что доброту, чистоту помыслов и веру в справедливость ценят особенно люди, познавшие зло, грязь, кровь, подлость военного лихолетья и горя. Быть может, ребята из гимназии очень любят русскую литературу именно потому, что рядом с их школой стоит памятник Пушкину, который был в упор расстрелян из автомата ненавистниками в трагичный и знаменательный военный 1992 год. До сих пор на фигуре поэта виднеются отметины от пуль. В дуэли смертельно раненный на Черной речке поэт как бы принял на себя смертоносный шквал огня полтора столетия спустя гибели, прикрыв собой уже в наши дни окна и стены ученических классов школы в городе, ставшем заслоном от ненависти на дивной красоты реке Днестр.

Как же удается этой стране, этому удивительного миролюбия и национальной терпимости народу жить и выживать в практической изоляции на протяжении уже восьми лет, когда Кишинев только и ждет момента, чтобы вернуться сюда для очередного кровопускания, Украина хладнокровно делает вид, что ей нет никакого дела до днестровчан, а официальная Россия все это время не нашла возможностей хоть как-то помочь этой республике, волею судьбы очутившейся на молдавско-украинской границе по берегу Днестра? Тем временем, практически все 600-тысячное население готово принять российское гражданство. "Мы готовы в любой момент открыть российское консульство или иное представительство России у нас в Тирасполе и решить вопрос о вхождении республики в состав России на любых условиях", сказал гостям председатель парламента Г.Маракуца. И это при том, что нет ни голода, ни холода в Приднестровье. Нет там серьезных экономических лишений, хотя и о богатстве или о достатке тоже говорить не приходится. В чем-то на плодородных берегах Днестра, с его бесконечными фруктовыми садами, виноградниками, выпасами даже сытнее, чем в иной российской глубинке. Откуда же берутся средства для того, чтобы выстроить в центре Тирасполя красивый высокий храм и так чудно обиходить невероятной светлости и чистоты, ухоженности и молитвенности старинный Ново-Нямецкий Свято-Вознесенский монастырь, расположившийся недалеко от Бендер? Откуда взялись у только-только образованной республики воля и силы восстановить с начала 90-х годов древнюю обитель, ставшей преемником традиций и уклада одного из самых древних и богатых монастырей Запрутской Молдавии? Не наследием ли монастырского игумена 18 века Паисия Величковского и его учеников одухотворена здесь жизнь былых и нынешних насельников, паломников? Среди монахов в ту седую старину были молдаване, русские, украинцы, болгары, сербы и прочие. Для них Паисий установил параллельное богослужение на молдавском и церковно-славянском языках, создал "Устав и чин общежительной жизни", внедренный с 1778 года во многих монастырях. Не его ли, Паисия, эстафету настоятельства принял в 1998 году первый монах восстановленной обители – архимандрит Паисий же? Многозначительное совпадение имен настоятелей обителей, разделенных временем в более двух столетий...

Где же истоки приднестровского феномена? Все стало на свои места, когда выяснилось, что в ПМР с советского времени сохранена вся промышленно-экономическая инфраструктура, сельскохозяйственное звено, научно-технический потенциал, учебные заведения, система социального обеспечения и защиты. Оказалось, что в числе многих иных предприятий эффективно продолжает действовать также знаменитый тираспольский трикотажный комбинат, торгующий своей продукцией по всему миру и, в первую очередь, в странах Западной Европы. Да так работает комбинат, что не только дает работу 6 тысячам (!) тираспольчан, но и вынужден вводить дополнительную смену в субботний день, чтобы выполнить заказы партнеров-заказчиков. Однако же, далеко не только в труде и в разумном хозяйствовании дело. На самом деле обнаруживается куда более мощный пласт. В явлении именуемом самодостаточностью кроется секрет успеха и относительного благополучия казалось бы безнадежно изолированной страны. Уникальный пример выживаемости, социального мира и национального согласия, покоя и духовной умиротворенности являет собой Приднестровская Молдавская Республика на день сегодняшний. Оттого в полной мере и по праву зовется она страной, а жители ее – народом в триединой молдавско-русско-украинской общности. От его самодостаточности, от его способности к регенерации, к воспроизводству практически во всех ипостасях жизнедеятельности исходит духовная энергия, неведомым образом превращающаяся в столь желанное и столь непонятное для очень многих людей труднообъяснимое состояние души и ощущение, называемое сладким словом – свобода...

Вл.Илляшевич, Председатель Эстонского
отделения и секретарь правления
Союза писателей России Москва-Тирасполь-Таллин

 

> В начало страницы <